Закупка товаров в целях исполнения государственного (муниципального) контракта

Правовая основа

В связи с тем, что любая поставка товара для государственных и муниципальных нужд должна осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок, основные требования к подтверждающему правомерность договора поставки следует почерпнуть из положений статьи 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок». Эта статья посвящена требованиям, предъявляемым к существующим контрактам вне зависимости от того, каким является предмет заключаемого контракта.

Так как поставка товара — это правоотношения, возникающие в соответствии с положениями гражданского законодательства, то для формирования содержания договора поставки потребуется обратиться также к Параграфу 4 Главы 30 Раздела IV Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанный параграф посвящён полностью поставке товаров, которая осуществляется с целью удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

В случае неисполнения требований составленного договора обе стороны имеют право обратить друг на друга взыскания об уплате пеней и штрафов за нарушения взятых на себя обязательств. Однако факт такого нарушения потребуется подтвердить с документальной точки зрения.

Привлечение к ответственности в случае наличия документальных доказательств таких нарушений происходит на основании положений Постановления Правительства Российской Федерации №1042 от 30 августа 2017 года.

Статья 525 ГК РФ. Основания поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Новая редакция Ст. 525 ГК РФ

1. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).

2. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.

Комментарий к Ст. 525 ГК РФ

1. Государственные или муниципальные нужды, – это обеспечиваемые за счет соответствующего бюджета и внебюджетных источников потребности в товарах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации государственных программ соответствующего (федерального, регионального) уровня и решения вопросов местного значения.

Регулирование отношений по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в гражданском законодательстве имеет немного аналогов в мировой практике. Чаще государство за рубежом не признается субъектом частного права. Соответственно договоры, заключаемые государством, регулируются специальным законодательством. Выбор российского законодателя в этой связи показателен сам по себе. Более того, учитывая традиции административно-государственного регулирования экономических отношений и опасность возрождения этих традиций, российский законодатель принципиально ограничил сферу действия специального законодательства (ч. 2 п. 2 комментируемой статьи). Таким образом, несмотря на естественную специфику, в России провозглашено применение общих принципов гражданского права в сфере, где государство вынуждено наиболее активно участвовать в договорных отношениях.

2. Особенности источников.

К особенностям правового регулирования отношений, связанных с поставкой товаров для государственных или муниципальных нужд, относится то, что этому вопросу посвящено большое количество федеральных законов, которые, в свою очередь, делятся на общие и специальные.

Специальный закон.

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.

Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”.

Кроме того, к разновидностям поставки продукции для государственных или муниципальных нужд относятся поставки материальных ценностей в государственный резерв (Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ “О государственном материальном резерве”), поставки, осуществляемые на основании государственного оборонного заказа (Федеральный закон от 27.12.1995 N 213-ФЗ “О государственном оборонном заказе”), и поставки продукции сельского хозяйства (Федеральный закон от 02.12.1994 N 53-ФЗ “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд”).

Отличительной чертой специального законодательства является установление ответственности поставщика в форме законной неустойки (ст. 332 ГК РФ). В настоящее время подлежит применению норма п. 9 ст. 9 Закона “О размещении заказов на поставки товаров…”, в соответствии с которой размер неустойки устанавливается за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день уплаты неустойки.

3. Особенности договорных связей.

3.1. Внешним квалифицирующим признаком отношений, складывающихся по поводу поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, является субъектный состав сторон договора. Но с точки зрения юридических конструкций основные отличия заключаются в особенностях структуры договорных связей.

3.2. Как указывается в п. 1 комментируемой статьи, отношения по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд могут оформляться двумя взаимозависимыми договорными моделями: государственным или муниципальным контрактом на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд и договором поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Определение государственного (муниципального) контракта дается в ст. 526 ГК, определение договора поставки не приводится в нормах данного параграфа как излишнее, поскольку как юридическая конструкция договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд полностью соответствует договору поставки (ст. 506 ГК РФ).

3.3. Необходимость подобного разделения договорных моделей объясняется тем, что в государственном или муниципальном контракте государственный или муниципальный заказчик не обязательно является покупателем товаров.

При установлении обязательственных связей по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд возможны следующие варианты:

а) отношения сторон регулируются только государственным или муниципальным контрактом на поставку товаров. Сторонами договора являются государственный или муниципальный заказчик и поставщик (исполнитель). Государственный или муниципальный заказчик одновременно является и покупателем товаров. Поставка товаров осуществляется непосредственно ему. Отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются нормами о договоре поставки (п. 1 ст. 531 ГК РФ);

б) поставка товаров по государственному или муниципальному контракту осуществляется не государственному или муниципальному заказчику, а, по его указанию, третьему лицу. Покупателем продолжает считаться государственный или муниципальный заказчик, в связи с чем на нем по общему правилу лежит обязанность оплатить товар (п. 2 ст. 531 ГК РФ);

в) на основании государственного или муниципального контракта поставщик (исполнитель) заключает договор поставки с третьим лицом (покупателем). Отношения поставщика (исполнителя) и покупателя регулируются нормами о договоре поставки. Отношения поставщика (исполнителя) с государственным или муниципальным заказчиком регулируются нормами настоящего параграфа о государственном или муниципальном контракте. Государственный или муниципальный заказчик не является стороной договора поставки, но продолжает нести права и обязанности из государственного или муниципального контракта.

3.4. Зависимость собственно договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд от государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд выражается в следующих моментах:

а) договор поставки заключается на основании государственного или муниципального контракта (п. 1 ст. 525 ГК РФ) и только в случаях, если это предусмотрено государственным или муниципальным контрактом (ст. 529 ГК РФ);

б) покупателя по договору поставки определяет государственный или муниципальный заказчик (п. 1 ст. 529 ГК РФ);

в) цена товаров по договору поставки по общему правилу устанавливается в государственном или муниципальном контракте (ч. 1 ст. 532 ГК РФ).

3.5. При заключении договора поставки государственный или муниципальный заказчик продолжает нести важные обязанности перед поставщиком (исполнителем), гарантирующие принятие товаров от поставщика и (или) их оплату (п. п. 2, 3 ст. 530, ч. 2 ст. 532 ГК РФ). Кроме того, на государственном или муниципальном заказчике лежит обязанность по возмещению убытков поставщику или покупателю по договору поставки в случаях, предусмотренных ст. ст. 533, 534 ГК.

Другой комментарий к Ст. 525 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Основаниями поставки товаров для государственных нужд являются государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемый в соответствии с ним договор поставки товаров для государственных нужд. К таким нуждам относятся создание и поддержание государственного резерва, поддержание необходимого уровня обороноспособности страны, обеспечение экспортных поставок для выполнения международных обязательств, реализация федеральных и региональных целевых программ.

2. Помимо ст. 525 и ст. 506 – 523 ГК к договору поставки товаров для государственных нужд субсидиарно применяются в части, не противоречащей ГК, нормы Федеральных законов от 13 декабря 1994 г. “О поставках продукции для федеральных государственных нужд” (СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540), от 29 декабря 1994 г. “О государственном материальном резерве” (СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 3), от 2 декабря 1994 г. “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд” (СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3303) и принятого в соответствии с ним Постановления Правительства РФ от 13 марта 1995 г. N 241 “О мерах по реализации Федерального закона “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд” (СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1055).

Что должно содержаться в договоре поставки

И Гражданский Кодекс Российской Федерации, и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок» придерживаются схожих требований к составлению и содержанию договора поставки.

В тексте договора вне зависимости от того, каким образом происходит закупка (конкурентным или неконкурентным способом), должны содержаться данные:

  • о сторонах, которые участвуют в подписании такого договора (сведения указываются в преамбуле к договору или контракту в развёрнутом виде, а в части, посвящённой реквизитам сторон, в сокращённом виде, но понятном для идентификации подписывающих сторон);
  • о предмете контракта или договора. В случае если для поставляемого товара характерно большое количество параметров или подробное описание, то целесообразно в данном разделе предмет закупки описать кратко, а к самому договору сделать приложение в виде технического задания на поставку и ведомости поставки или спецификации, в которых будут содержаться все подробные характеристики закупаемого товара;
  • о стоимости договора или контракта, то есть стоимости закупки. В случае необходимости в данном разделе указывается режим налогообложения поставщика, а также порядок осуществления расчетов и технология перечисления средств (наличным или безналичным путем);
  • о порядке приемки результатов исполнения контракта. В случае если речь идет о поставке товара, технические характеристики которого регулируются различными специально принятыми стандартизирующими документами, потребуется дать ссылку на них в качестве обоснования права заказчика отказаться в приемке товара, если он не соответствует требованиям таких документов;
  • о правах и обязанностях сторон. Права и обязанности заказчика и исполнителя по контракту следует отражать отдельно, чтобы при трактовке положений договора не возникло никаких вопросов;
  • о действиях сторон в случае возникновения чрезвычайных или иных обстоятельств, которые могут быть расценены как обстоятельства непреодолимой силы, в том числе если такие обстоятельства мешают исполнению договора;
  • об ответственности участников договора, если они не исполняют свои обязанности по иным причинам, не имеющим отношения к обстоятельствам непреодолимой силы (меры ответственности должны быть зафиксированы в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации №1042);
  • о порядке, в котором будет происходить урегулирование возникающих споров между сторонами соглашения;
  • о механизме, используемом для расторжения договора, в том числе по итогам исполнения всеми сторонами своих обязательств, если срок действия договора ещё не завершён;
  • о сроке действия подписанного документа, в том числе если речь идёт о сроках полных взаиморасчетов;
  • о реквизитах сторон и их подписях
  • о приложении к договору в виде его технической части, характеризующей особенности приобретаемого товара.

В некоторых случаях, характерных для закупок малого объема, возможно использование договора поставки простого типа, который оформляется в момент приобретения товара и не имеет таких развёрнутых пунктов, однако, основные из них (относительно предмета покупки, цены и прав и обязанностей сторон) вносятся в текст в обязательном порядке.

Какие нормативные акты следует изучить при заключении договора поставки

Если говорить о проведении мероприятий, направленных на осуществление заключения договора, именуемого в правовом поле договором поставки, то для таких документов, заключаемых для удовлетворения нужд государственных и муниципальных заказчиков, опираться следует на следующие правовые нормы:

  1. Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В данном федеральном нормативном акте необходимо обратить внимание, в первую очередь, на статью 34, которая определяет те требования, которые должны быть предъявлены к заключаемым контрактам и договорам по итогам всех проведенных процедур в соответствии с положениями данного закона. В том случае, если положения данной статьи соблюдены не были при составлении договора, в том числе предметом которого является поставка какого-либо товара, то такой договор может быть признан недействительным в силу его нелегитимности.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Этот нормативный акт придется изучить по причине того, что он лежит в основе всех правоотношений договорного типа. Кроме того, поставка товара – это особый вид правоотношений, который может возникнуть только из гражданских правоотношений, даже если речь идет о взаимодействии между несколькими юридическими лицами. Чтобы договор поставки был полностью оформлен с точки зрения действующего законодательства, необходимо изучить Параграф 4 Главы 30 Раздела IV данного федерального нормативного акта в силу того, что именно в данном параграфе происходит подробное освещение всех вопросов, связанных с поставкой товаров.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации №1042 от 30 августа 2017 года, посвященное расчету штрафных санкций и применению мер ответственности для сторон, участвующих в проводимых закупках. Однако с 14 августа 2019 года вступили в силу изменения в данное Постановление, сформулированные в другом Постановлении Правительства Российской Федерации – под номером 1011 от 2 августа 2019 года. Поэтому для формирования мер ответственности необходимо теперь использовать два этих нормативных акта, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой, так как теперь заказчику необходимо учитывать новые требования при формировании размера штрафных санкций для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Сведения, которые потребуется отразить в договоре поставки

Для того чтобы договор был признан соответствующим действующим нормам гражданского законодательства и законодательства в сфере закупок, в нем необходимо учесть те положения, которые являются обязательными для такого вида договоров, а именно:

  • перечень сторон, которые будут принимать участие в подписании текста договора или контракта вне зависимости от его формы (бумажной или электронной). Указание таких сведений должно быть осуществлено в двух видах – развернутом в преамбуле и сокращенном в реквизитах сторон, но с обязательной расшифровкой данных о подписантах;
  • предмет закупки, который стал предметом контракта или договора. Указание предмета также может быть осуществлено в сокращенной и развернутой форме. Это характерно для тех случаев, когда речь идет о большом описании предмета закупки либо о необходимости подробного перечисления всех его данных. В этом случае в соответствующем разделе описывается предмет закупки в краткой форме (например, «поставка офисной мебели»), а в приложении, выступающем в качестве спецификации к контракту или договору, даются подробные сведения о таком товаре;
  • цена контракта или договора, а в случае закупки нескольких единиц одинакового товара – указание на величину стоимости такой закупки. Данные сведения размещаются в самостоятельном разделе с обязательным указанием данных о проводимых порядках расчета между участниками данного соглашения;
  • права сторон, а также их обязанности, в том числе в случае возникновения непредвиденных ситуаций, например, официально подтвержденных на федеральном или региональном уровне чрезвычайных обстоятельств;
  • применяемые меры ответственности сторон, которые подписывают данный документ. При этом описание таких мер ответственности должно строго соответствовать требованиям действующего законодательства;
  • порядок разрешения возникающих спорных конфликтов и механизм действия сторон, а также те законные механизмы, которые могут быть использованы сторонами для изменения или расторжения договора;
  • срок действия договора и возможные основания для его расторжения
  • реквизиты сторон, подписывающих документ, а также подписи таких сторон.

В качестве дополнительного раздела рассматривается список приложений к тексту договора или контракта, например, в виде ведомости поставки, акта приема-передачи и образцов платежных документов.

В том случае, если речь идет о заключении договора или контракта на поставку с использованием процедур для закупок малого объема, возможно использование более простой формы (например, если для осуществления закупок малого объема используется Единый агрегатор торговли «Березка», то можно воспользоваться типовой формой договора, которую предлагает данная торговая площадка).

Сроки заключения

Если говорить о сроках заключения договора поставки, то необходимо опираться на те требования, которые содержатся в действующих нормах закупочного законодательства.

Так, в случае с закупками малого объема (они могут быть обозначены как закупки до ста или до пятисот тысяч в зависимости от совокупного годового объема заказчика) предельный срок подписания договора составляет десять дней. Если такая закупка проводится посредством использования электронной площадки Единого агрегатора торговли «Березка», то срок заключения договора поставки сокращается до пяти дней с даты получения данных о том, кто является победителем.

Если речь идет об электронных процедурах конкурентного типа, то есть аукционах, конкурсах, запросах котировок и предложений, то здесь сроки заключения колеблются от десяти до двадцати дней, так как для всех этих процедур предусмотрены разные периоды для подписания контракта от даты определения победителя по такой процедуре. Более подробную регламентацию в отношении сроков заключения договора или контракта по поставке товара можно получить на основании статьи 83.2 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В случае если речь идет об электронных процедурах, необходимо помнить о том, что контракт или договор будет считаться официально заключенным с момента его подписания в электронном виде и размещения в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте.

Бумажный вариант в данном случае требоваться уже не будет, так как в систему госзакупок постепенно внедряется система электронного документооборота (за исключением тех закупок, которые разрешено проводить в неэлектронном виде с целью защиты интересов и безопасности государства).

Какую ответственность следует предусмотреть

Ответственность за нарушение условий контракта или договора поставки, как уже говорилось выше, определяется на основании норм, содержащихся в Постановлении Правительства Российской Федерации №1042 от 30 августа 2017 года с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства №1011 от 2 августа 2019 года.

На основании данных нормативных актов штрафные санкции, применяемые в качестве мер ответственности, определяются следующим образом:

  1. Если закупка проводилась среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, штраф устанавливается в размере одного процента от цены контракта или договора, но не превышая пределов от одной до пяти тысяч рублей. Использование данных видов штрафных санкций возможно только для тех закупок, которые были объявлены, и в отношении которых произошло размещение извещения после 14 августа 2019 года. Если извещение было размещено раньше данной даты, то применяются старые методы расчета штрафных санкций.
  2. Если в качестве исполнителя выступает юридическое лицо, которое не обладает специальным статусом, то штрафные санкции рассчитываются по-старому для стоимостных обязательств, нарушенных в ходе исполнения поставщиком договора поставки:
    • если цена контракта или договора поставки не превышает трех миллионов рублей, то сумма штрафа равняется десяти процентам от стоимости такого договора или контракта;
    • если цена договора или контракта находится в диапазоне от трех до пятидесяти миллионов рублей, то размер штрафа исчисляется, как пять процентов от цены;
    • в случае диапазона цены от пяти до ста миллионов рублей размер штрафа составляет один процент от стоимости контракта;
    • при использовании диапазона от ста до пятисот миллионов рублей размер штрафа составит не более одной второй процента от цены;
    • при цене контракта или договора, находящейся в диапазоне от пятисот миллионов до одного миллиарда рублей размер штрафа составит четыре десятые процента цены самого контракта;
    • если речь о цене контракта в диапазоне от одного до двух миллиардов рублей, то размер штрафа составит три десятые процента такой цены;
    • если цены контракта или договора находятся в диапазоне от двух до пяти миллиардов рублей, то размер штрафа составит двадцать пять сотых процента от значения цены;
    • в случае нахождения цены контракта или договора в диапазоне от пяти до десяти миллиардов рублей размер штрафа устанавливается равным двум десятым процента размера цены;
    • если цена контракта установлена свыше десяти миллиардов рублей, то размер штрафа не превышает одну десятую процента от такой цены.
  3. Если речь о нарушении обязательств, которые не принесли заказчику стоимостный ущерб, то есть нет материального ущерба, то расчет штрафных санкций будет осуществляться следующим образом:
    • если стоимость обязательств по контракту не превышает трех миллионов рублей, размер штрафа составит одну тысячу рублей;
    • если цена контракта находится в диапазоне от трех до пятидесяти миллионов рублей, размер штрафа составит пять тысяч рублей;
    • для цены контракта в диапазоне от пятидесяти до ста миллионов рублей размер штрафных санкций будет равняться десяти тысячам рублей за каждый допущенный факт нарушения обязательств по контракту или договору;
    • для контракта с ценой больше ста миллионов рублей размер штрафа составит сто тысяч рублей.
  4. В случае с заказчиком расчет штрафных санкций, используемых в качестве мер ответственности, также будет происходить исходя из цены контракта:
    • если цена договора поставки не достигает предела в три миллиона рублей, сумма штрафа составит одну тысячу рублей;
    • в случае со стоимостью контракта в пределах от трех до пятидесяти миллионов рублей сумма штрафа будет равняться пяти тысячам рублей;
    • если речь идет о стоимости договора или контракта на поставку товара с пределами от пятидесяти до ста миллионов рублей, размер штрафа будет равен десяти тысячам рублей;
    • для контрактов или договоров с ценой свыше ста миллионов рублей для заказчика штраф будет равен ста тысячам рублей.
  5. Также в случае допущения просрочки по исполнениям обязательств за каждый день просрочки назначается пени в размере одной трехсотой от установленной на дату расчета пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, умноженной на размер неисполненных обязательств.

Кроме того, на основании положений Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть установлены дополнительные штрафные санкции в случае установления таких требований этим нормативным актом.

Государственные и муниципальные нужды

Государственные или муниципальные нужды — это обеспечиваемые за счет соответствующего бюджета и внебюджетных источников потребности в товарах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации государственных программ соответствующего (федерального, регионального) уровня и решения вопросов местного значения.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в которых участвует Российская Федерация, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ и некоторые другие.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Поставка товаров

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд — разновидность договора поставки. Этим договором оформляются закупка товаров, необходимых государству, в частности, необходимых для обеспечения нужд обороны и безопасности страны. Регулируется этот договор ст. 525-538 ГК РФ, регламентирующими этот вид договора, а также статьями, посвященными договору поставки. и специальными законами:

  • Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;
  • Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-Ф3 «О государственном оборонном заказе»;
  • Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При заключении данного договора сначала действуют специальные правила, если вопросы ими не урегулированы — вступает в действие положение договора поставки, далее положения договора купли-продажи.

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Государственный или муниципальный контракт, договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд отличается от иных договоров поставки целью продажи и приобретения товаров, участием в поставках государственных или муниципальных заказчиков или уполномоченных ими лиц, а также обеспечением оплаты товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Существенные отличия государственного или муниципального контракта (договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд) от иных видов договора купли-продажи:

  • покупателем является государственный орган — государственный или муниципальный заказчик или уполномоченные им юридические лица;
  • договор — государственный или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке:
  • предпочтительным способом размещения заказов на закупки товаров для государственных или муниципальных нужд признано проведение открытых торгов (конкурсов);
  • порядок и сроки заключения государственного или муниципального контракта (договора поставки) на основе заказов определены ГК РФ;
  • государственный или муниципальный заказчик обеспечивает своевременную оплату товаров за счет средств бюджета, а также возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта;
  • законами о поставках для государственных или муниципальных нужд предусмотрена неустойка за отдельные нарушения договоров;
  • споры, возникающие при заключении государственного или муниципального контракта (договора поставки), рассматриваются арбитражным судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор.

Когда покупатель и государственный или муниципальный заказчик не совпадают, имеет место и государственный или муниципальный контракт, и договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципального контракту поставщик (исполнитель) обязуется передать товар государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию другому лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленного товара.

Порядок заключения договора

Государственный или муниципальный заказчик разрабатывает проект государственного контракта и отправляет его поставщику. При этом поставщик:

  • не позднее 30-дневного срока со дня получения подписывает и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне;
  • при наличии разногласий составляет соответствующий протокол разногласий, который отправляют заказчику;
  • отказывается от заключения государственного или муниципального контракта.

Государственный или муниципальный заказчик в течение 30 дней рассматривает протокол разногласий и уведомляет поставщика о принятии государственного или муниципального контракта в редакции поставщика или об отказе заключения контракта.

Если поставщик является обязательным поставщиком, то при наличии разногласий контракт в течение 30-дневного срока передается на рассмотрение в суд.

Если государственный или муниципальный контракт заключен по итогам проведения конкурса, то он должен быть заключен не позднее 20 дней со дня объявления результатов конкурса.

В случае отказа покупателя от товара или от заключения договора государственный или муниципальный заказчик обязан в течение 30 дней прикрепить к поставщику другого покупателя, направить поставщику отгрузочную разнарядку с указанием получателя товара либо сам выступить получателем товара (с обязанностью оплатить).

Если государственный или муниципальный заказчик указанное условие не выполняет, поставщик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика принятия товара (и его оплаты) либо реализовать товар по своему усмотрению с отнесением разумных расходов по реализации товара на государственного или муниципального заказчика. Убытки, причиненные поставщику в связи с неисполнением государственного или муниципального контракта, подлежат возмещению в течение 30 дней.

Ответственность сторон по договору поставки для государственных или муниципальных нужд:

  • основанием наступления ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение договора;
  • ответственность является полной и строится на основании положений гл. 25 ГК РФ.

Виды ответственности: возмещение убытков (реального ущерба или упущенной выгоды) (ст. 25 ГК РФ); взыскание договорной неустойки (пени, штрафа); взыскание уплаты процентов за пользование чужими деньгами в случае нарушения денежных обязательств (ст. 395, п. 4 ст. 487 ГК РФ); отказ стороны от исполнения договора, возврат недоброкачественного или некомплектного товара, приобретение товара покупателем у другого лица в случае его недопоставки, принудительная оплата покупателем невыбранного товара и др.

Как правило, на практике возмещение убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением государственного или муниципального контракта регулируется ст. 533 ГК РФ, а также ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»:

  • заказчик обязан возместить убытки, причиненные поставщику, в течение 30 дней со дня передачи товара (при невозмещении их поставщик вправе отказаться от договора), а также убытки, причиненные отказом от возмещения убытков, понесенных поставщиком при исполнении договора (п. 1 ст. 533 ГК РФ);
  • поставщик обязан уплатить штраф в размере стоимости товара, определенной в проекте контракта, в случае необоснованного уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на поставку товара для федеральных нужд (п. 2 ст. 5 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и другие законы), а также уплатить 50% стоимости недопоставленного им товара помимо уплаты неустойки и такую же сумму за просрочку поставки товара (п. 3 ст. 5 указанного Закона), а в случае поставки недоброкачественных или некомплектных товаров уплатить штраф в размере 20% стоимости забракованных товаров (п. 5 сг. 16 Федерального закона «О государственном материальном резерве»).

Понятие и правовое регулирование договора

Договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, как следует из его названия, представляет собой разновидность договора поставки. Это означает, что на него распространяются почти все общие нормы о поставке и, соответственно, купле-продаже (п. 2 ст. 525 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК РФ).

При этом он обладает следующими специфическими чертами:

  • участие в правоотношениях публичного элемента, что влияет на порядок заключения договора и ответственность сторон;
  • наличие определенной цели — удовлетворение потребностей государства или муниципального образования в каком-либо товаре.

Поэтому законодатель намеренно отводит для госконтракта поставки отдельный параграф 4 главы 30 ГК РФ. Однако даже эта глава ГК РФ содержит только самые общие нормы, приоритет над которыми имеет специальное законодательство, а именно:

  • закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ);
  • закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ
  • закон «О государственном материальном резерве» от 29.12.1994 № 79-ФЗ
  • закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 № 60-ФЗ (далее — закон № 60-ФЗ);
  • закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 02.12.1994 № 53-ФЗ.

Наиболее привычной для нас, классической разновидностью договора поставки для госнужд является контракт, заключаемый по итогам государственных закупок (ст. 83.2 закона № 44-ФЗ). Заключение контракта является финальной стадией размещения государственного или муниципального заказа. Более того, он может быть заключен исключительно на основании результатов закупок (п. 1 ст. 527 ГК РФ)

Стороны договора

Сторонами договора поставки для государственных и муниципальных нужд являются поставщик и заказчик. Если говорить о госконтракте по закону № 44-ФЗ, то к моменту заключения самого договора стороны уже связаны взаимоотношениями по участию в торгах.

Поставщиком является лицо, победившее в торгах и предложившее наилучшие условия для закупки, заказчиком — государство (РФ или субъекты) или муниципальное образование.

От имени заказчика могут выступать:

  • государственные и муниципальные органы власти;
  • бюджетные учреждения;
  • иные получатели бюджетных средств.

Кроме того, при заключении контракта в данных отношениях может фигурировать еще одно лицо — покупатель. Это происходит в том случае, когда заказчик заключает контракт в интересах третьего лица.

Важнейшей особенностью договора поставки для госнужд является его обязательность для сторон.

Так, заказчик всегда обязан заключить договор с лицом, выигравшим торги, кроме случаев, установленных законом. Поставщик же, напротив, обязан заключить договор только тогда, когда это предусмотрено законом (например, п. 2 ст. 5 закона № 60-ФЗ). При уклонении стороны от заключения контракта противоположная сторона вправе обратиться в суд для понуждения к его заключению (п. 5 ст. 528 ГК РФ).

Существенные условия договора

По договору поставки для государственных и муниципальных нужд поставщик обязуется поставить в сроки и на условиях договора конкретный товар, а заказчик — принять и оплатить его (ст. 526 ГК РФ). Поставка может осуществляться как непосредственно заказчику, так и любому другому указанному им лицу.

К числу существенных условий рассматриваемого договора относятся предмет и цена договора.

Предмет договора

Предметом договора выступает товар, который первоначально был предметом закупки (заказа). Он должен быть четко прописан в контракте со всеми характеристиками. Если описание предмета очень объемное, то в самом контракте он указывается кратко, а со всеми деталями — в приложении к договору (спецификации).

Цена

Договор без указания цены не будет считаться заключенным. Кроме цены должен быть подробно расписан порядок проведения расчетов.

Кроме того, текст контракта традиционно включает в себя разделы «Сроки поставки», «Права и обязанности сторон», «Ответственность сторон», «Порядок разрешения споров».

Источники

  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/dogovor-postavki-2.html
  • http://GKodeksRF.ru/ch-2/rzd-4/gl-30/prg-4/st-525-gk-rf
  • https://pravo.team/zakupki/44/dogovor-postavki.html
  • https://www.grandars.ru/college/pravovedenie/postavka-gos-nuzhd.html
  • https://rusjurist.ru/goszakupki_i_tendery/dogovor-postavki-dlya-gosudarstvennyh-i-municipalnyh-nuzhd/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: