Закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций

Содержание
  1. 1. Определение субъектов малого и среднего предпринимательства
  2. 2. Условия, которым должны соответствовать субъекты малого и среднего предпринимательства
  3. 3. Объем закупок у СМП по 44-ФЗ
  4. 4. Способы закупок у СМП
  5. 5. Перечень закупок у СМП по 44-ФЗ
  6. 6. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках
  7. 7. Административная ответственность заказчика за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП
  8. Существует ли перечень закупок у СМП
  9. Сроки оплаты контрактов
  10. Что такое перечень товаров, работ, услуг для закупки у СМП
  11. Как разместить перечень для СМП в ЕИС
  12. Порядок проведения закупок в соответствии с перечнем для СМП
  13. Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО
  14. Что включается в совокупный годовой объем госзакупок
  15. Какие сведения не включаются
  16. Как используют
  17. Расчет объема закупок у СМП, СОНКО по 44-ФЗ
  18. Что такое совокупный годовой объем закупок, для чего он нужен?
  19. Из каких сумм состоит СГОЗ?
  20. Какие суммы не включаются в СГОЗ?
  21. Штраф за нарушение объемов закупок у СМП по 44-ФЗ

1. Определение субъектов малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными , к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства определяются статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

2. Условия, которым должны соответствовать субъекты малого и среднего предпринимательства

  1. Для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49% каждая.
  1. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий;

в) до 15 человек — микропредприятия.

Примечание: Если закупки проводятся для субъектов малого предпринимательства (СМП), то численность работников не должна превышать 100 человек включительно.

  1. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Примечание: В соответствии с для субъектов малого предпринимательства эта цифра составляет – 800 млн. рублей. Для микропредприятий — 120 млн. рублей, для средних предприятий — 2 млрд. рублей.

3. Объем закупок у СМП по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 30 44-ФЗ государственные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.

Согласно ч. 1.1. ст. 30 44-ФЗ при определении объема закупок, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

4. Способы закупок у СМП

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций могут осуществляться следующими способами: открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок, запросы предложений.

5. Перечень закупок у СМП по 44-ФЗ

Многих поставщиков интересует следующий вопрос: Существует ли по 44-ФЗ перечень товаров, работ, услуг, закупки которых должны осуществляться у субъектов малого предпринимательства? Отвечу, что такого перечня нет, поэтому закупать с предоставлением преференций для СМП и СОНО можно любые товары, работы, услуги.

6. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках

  1. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (численность работников или выручка (стоимость активов)).
  1. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения численности работников или объёма выручки (стоимость активов) выше или ниже, указанных предельных значений, в течение 3-х календарных лет, следующих один за другим.
  1. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают установленных предельных значений.
  1. Пунктом 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ установлен предельный размер начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, для государственных или муниципальных нужд у СМП – 20 млн. рублей.
  1. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
  1. В совместном сказано следующее:

Статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация. Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства Законом о контрактной системе не предусмотрена.

Т.е. исходя из выше изложенного, достаточно всего лишь в заявке продекларировать свое отношение к СМП и все. Этого будет достаточно.

Образцы деклараций соответствия участника требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Вы сможете скачать на сайте в разделе «Формы и шаблоны» пункт 5.

  1. Согласно ч. 15 ст. 44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах при размещении заказа у СМП не может превышать 2 % начальной (максимальной) цены контракта.

7. Административная ответственность заказчика за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП

Статьей 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП:

Часть 11. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей.

Вот, собственно говоря, и все основные моменты, которые необходимо знать поставщику для участия в торгах, размещаемых для субъектов малого предпринимательства.

Существует ли перечень закупок у СМП

В ранее действующем законе №94, который регулировал порядок госзакупок, был представлен перечень товаров, работ и услуг, которые должны закупаться у субъектов малого бизнеса.

С принятием ФЗ-44 прежний закон утратил свою юридическую силу и в действующей редакции нет перечня товаров, услуг и работ, которые должны осуществляться у субъектов малого бизнеса. Таким образом, заказчики вправе закупать у субъектов малого предпринимательства любые товары, работы и услуги и предоставлять им при этом преференции.

Что касается 223-ФЗ, то для осуществления закупок исключительно среди субъектов малого бизнеса в обязанности заказчиков входит утверждение перечня товаров, работ и услуг, которые могут закупаться только у них.

Перечень товаров для СМП по 223-ФЗ – это официальный документ, который заказчики обязаны разместить в ЕИС. Он необходим для соблюдения норма законодательства о закупках некоторых товаров только у малого бизнеса.

Такой перечень заказчик разрабатывает самостоятельно исходя из своих предпочтений. При его подготовке стоит основываться на классификации товаров, работ и услуг по ОКПД-2 и, помимо наименования товара, прописывать его номер по классификатору.

Заказчик не сможет ограничивать число участников тендера в иных случаях, когда такая закупка не перечислена в перечне.

Сроки оплаты контрактов

Срок оплаты товаров, работ и услуг является одним из важнейших условий по контракту. Договор может предусматривать одну из следующих форм оплаты: единовременную, с авансированием или поэтапную.

Прошлая редакция 44-ФЗ не содержала никаких ограничений в части оплаты по выполненному контракту в пользу субъектов малого предпринимательства. Оплатить их услуги заказчики должны были в общие временные рамки, которые приведены в ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ. Они составляли 30 дней с момента оформления итоговых документов: акта приема-передачи, накладных, счетов-фактур и пр.

Но с середины 2017 года вступили в силу изменения в 44-ФЗ, согласно которым, на оплату работ, услуг и товаров СМП заказчику стали отводить ограниченные сроки. Если в извещении установлено, что в закупке могут принимать участие только представители малого бизнеса, то сроки оплаты по исполненному контракту не должны превышать 15 рабочих дней.

Нарушать установленные сроки заказчик не вправе, иначе ему грозит административное наказание в виде штрафа на 30-50 тыс. р. или дисквалификация на срок до 2 лет (при повторном нарушении).

ФЗ-223 напрямую никак не регламентирует порядок исполнения заказчиком своих обязательств перед исполнителями и поставщиками. Но в подзаконных нормативно-правовых актах, среди которых Постановление Правительства №1352 от 2014 года, сказано, что оплата должна быть произведена в течение 30 дней (если победителем стал субъект малого бизнеса).

Заказчик по 223-ФЗ может предусмотреть иные сроки для оплаты в утвержденном им Положении о закупках.

Таким образом, ФЗ-223 и ФЗ-44 предусматривают определенные преференции для участия в закупочных мероприятиях субъектами малого бизнеса. Так, они предусматривают сниженный объем обеспечения, более сжатые сроки для оплаты выполненных услуг и возможность участия в отдельных тендерах без крупных поставщиков и подрядчиков.

Что такое перечень товаров, работ, услуг для закупки у СМП

Согласно ч. 5 ст. 3 223-ФЗ, участником закупочных процедур, осуществляемых по 223-ФЗ, может выступать любое юридическое лицо, в том числе и индивидуальные предприниматели. Однако в соответствии с ч. 5.1 Положения об особенностях участия в закупках СМ и СП, утвержденного ПП РФ № 1352 от 11.12.2014, годовой объем заказов, которые заказчик должен провести с СМП, составляет не менее 18 % от СГОЗ.

Далее нам необходимо разобраться, должен ли заказчик размещать в еис перечень товаров, работ, услуг, закупаемых у субъектов малого и среднего предпринимательства?

Для того чтобы организация-заказчик имела возможность приобретать необходимые товары, работы и услуги у субъектов малого и среднего предпринимательства и выбирать заложенный ПП РФ № 1352 и плановой документацией объем закупок, она должна сформировать, утвердить и разместить в Единой информационной системе реестр ТРУ, заказ которых будет проходить у СМ и СП (п. 8 Положения). Если такой реестр в организации отсутствует, то заказчик лишается возможности закупать ТРУ у субъектов малого предпринимательства. Следовательно, размещение реестра товаров для СМП – это прямая обязанность организации-заказчика.

Организация-заказчик формирует такой реестр самостоятельно, исходя из своих потребностей. Реестр ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства, составляется на основании действующего классификатора ОКДП2. В него необходимо включить и наименование закупаемой продукции, и присвоенный ей в соответствии с классификатором кодовый номер (п. 9 Положения).

Согласно нормам ПП РФ № 1352, заказчик имеет право вносить изменения в реестр товаров СМП. Регламент проведения таких изменений необходимо прописать в положении о закупках организации. Если в опубликованном документе допускается возможность внесения изменений в реестр ТРУ, приобретаемых у СМП, то, при необходимости, заказчик вносит соответствующие коррективы в документ, утверждает его и повторно размещает в ЕИС.

Как разместить перечень для СМП в ЕИС

Сформированный и утвержденный список в обязательном порядке подлежит размещению в Единой информационной системе и на официальном сайте заказчика (п. 10 Положения).

Для того чтобы опубликовать готовый документ в ЕИС, заказчик должен выйти на главную страницу Единой информационной системы и войти в свой личный кабинет, а затем — на вкладку «Реестр перечней товаров, работ, услуг». Далее необходимо выбрать действие «Создать перечень».

Сведения об организации-заказчике заполняются автоматически. Исполнителю необходимо подготовить блок «Перечень ТРУ», заполнив таблицу соответствующими кодами ОКПД2. Все значения нужно выбирать из открывающегося справочника.

Аналогичным образом заполняется каждая строка таблицы. После того как все позиции из списка товаров для СМП заказчика будут внесены, необходимо прикрепить бумажную версию документа. Для этого нужно перейти в блок «Документы», нажать кнопку «Обзор», выбрать нужный файл и выполнить действие «Прикрепить».

Затем проект перечня ТРУ для СМП сохраняется и размещается в ЕИС. Для этого необходимо нажать клавишу «Разместить».

Для того чтобы просмотреть в ЕИС уже готовые и размещенные перечни, необходимо выйти на главную страницу ЕИС, перейти во вкладку «Осуществление закупок» и выбрать «Перечни товаров, работ, услуг (223-ФЗ)».

Порядок проведения закупок в соответствии с перечнем для СМП

Для того чтобы иметь возможность проводить заказы по 223-ФЗ, в том числе и у МСП, заказчик должен разместить в ЕИС свое положение о закупках (подп. «б» ч. 4 Положения). В свою очередь, чтобы осуществить закупку у СМ и СП, ему необходимо опубликовать реестр закупаемых у субъектов малого предпринимательства товаров (п. 8 Положения).

Все заказы у СМ и СП осуществляются только в соответствии с опубликованными положениями о закупках (подп. «б» ч. 4 Положения).

В том случае, если реестр был размещен, то при закупке ТРУ из данного реестра рассматриваются заявки только тех участников, которые относятся к СМ и СП. Заявки, поданные иными юридическими лицами, к рассмотрению не принимаются.

Если же организация-заказчик устанавливает требование об участии в тендере только СМП и предоставляет таким участникам определенные преференции, она имеет возможность на такое ограничение количества участников заказа, только если приобретает ТРУ из реестра для субъектов малого предпринимательства.

Заказчик не вправе ограничивать количество потенциальных участников торгов в иных случаях. Это подтверждается как 223-ФЗ, так и ПП РФ № 1352.

Допускается ряд исключений из реестра ТРУ для СМП. Если в списке присутствуют ТРУ, объединяющие несколько позиций ОКДП2, при этом госзаказчик не все из них планирует закупить у субъектов МСП, то в реестровом документе можно оформить сноску, в которой будут указаны те позиции, которые организация исключает из своего списка ТРУ.

Существует также ряд случаев, при которых при приобретении ТРУ из перечня можно заключить контракт не с СМП по окончании срока приема заявок (п. 21 Положения):

  1. Если по итогам процедуры СМ и СП не подали ни одной заявки на участие в тендере.
  2. Если все заявки, поданные субъектами МСП, отозваны либо признаны несоответствующими требованиям закупочной документации.
  3. Если субъекты МСП подали лишь одну заявку, и она признана несоответствующей требованиям ЗД.
  4. Если заказчик, опираясь на положение о закупках, принял решение о том, что контракт не будет заключен.

Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО

При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.

В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, СОНКО и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.

В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе субподрядчика из числа СМП, СОНКО.

Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).

Преимущества:

  1. подрядчик должен рассчитаться с субподрядчиками и соисполнителями, привлеченными из числа СМП и СОНКО, в течение 15 рабочих дней с даты подписания им документа о приемке услуг, работ или товара от субподрядчика. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней.
  2. изменения коснулись п.1 Постановления Правительства от 23 декабря 2016 г. № 1466, теперь заказчик устанавливает фиксированный процент от цены контракта для указания объема привлечения СМП или СОНКО.


Что включается в совокупный годовой объем госзакупок

В п. 16 ст. 3 44-ФЗ указано, что такое совокупный годовой объем закупок — утвержденный на финансовый год общий объем финансового обеспечения для госзакупок в рамках 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала этого финансового года и подлежащих оплате в этом финансовом году.

16.06.2017 Минфин в письме № 24-01-09/37707 уточнил сведения о сроках и определил, что входит в СГОЗ по 44-ФЗ — суммы контрактов, которые заключены в прошлых финансовых годах, но оплачиваются в текущем, и суммы сделок, заключенные, исполняемые и оплачиваемые в текущем финансовом году.

Необходимо включать в СГОЗ и деньги на оплату контракта при заказе у единственного поставщика на сумму не выше 300 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93).

C 01.01.2019 в совокупное годовое количество госзаказов входят суммы контрактов, которые заключены с единственным поставщиком по п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93. Но только если этот контракт подписывается в результате несостоявшейся закупочной процедуры, которая проводилась с преимуществами для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ. СГОЗ для СМП по 44 ФЗ на 2020 год — 15% от совокупного объема всех закупок. Это указано в ч. 1 ст. 30 закона о контрактной системе.

Если контракт заключен в текущем финансовом году, а исполняется в течение нескольких лет, то включается только сумма на выплаты в текущем. Форма для расчета СГОЗ по 44 ФЗ на 2020 год законодательно не утверждена. Этот показатель отражается в форме для плана-графика, в строке «Всего для осуществления госзакупок».

ВАЖНО!
Совокупное годовое количество госзаказов изменяется в течение года. Это влияет на то, какие госзакупки и в каком объеме проводят. Рекомендуем узнавать примерно раз в квартал, не поменялся ли этот показатель, или закрепить приказом порядок информирования о корректировках лимитов на закупки.

Какие сведения не включаются

В ч. 1 ст. 30 44-ФЗ указано, какие закупки не включаются в расчет совокупного годового объема закупок — это госзакупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО):

  1. Для обороны и безопасности страны.
  2. По предоставлению кредитов.
  3. В области использования атомной энергии.
  4. У единственного поставщика на основании ч. 1 ст. 93 закона, за исключением закупок, которые проведены, в соответствии с п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, по результатам несостоявшегося определения поставщиков.
  5. При закрытых способах определения поставщика.

Как используют

Учитывая совокупный годовой объем закупок, статья 44 ФЗ № 38 о контрактной службе обязывает организатора решить вопрос о создании службы или назначении контрактного управляющего в зависимости от суммы всех заказов. Если она выше 100 млн рублей, заказчик организовывает службу. А если меньше, то выбирает: организовать контрактную службу или назначить управляющего. Еще заказчик использует совокупный объем госзакупок по 44-ФЗ при расчете:

  1. Минимального объема закупок у СМП по 44 ФЗ (ч. 1 ст. 30).
  2. Максимального количества заказов при проведении запроса котировок в электронной форме (ч. 2 ст. 82.1).
  3. Максимального количества заказов у единственного поставщика (п. 4, 5 ч. 1 ст. 93).

СГОЗ потребуется при составлении:

  1. Отчета о размере госзакупок у СМП и СОНКО.
  2. Плана-графика (п. 2 ч. 3 ст. 21).

Заказчик проводит госзакупки только на основании составленного плана-графика.

Расчет объема закупок у СМП, СОНКО по 44-ФЗ

Согласно ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ, заказчик при расчете объема закупок не должен включать торги:

  1. для обеспечения обороны и безопасности государства;

  2. услуг по предоставлению кредита;

  3. у единственного поставщика;

  4. по проведению работ с использованием атомной энергии;

  5. в которых применяются закрытые способы определения поставщиков.

При этом торги по 1, 4 и 5 пунктам из этого списка заказчик вправе осуществить с участием СМП, СОНКО и тогда они будут учитываться в объеме закупок, совершенных у субъектов малого и среднего предпринимательства и будут включены в отчет, который составляется по итогам года о заключенных контрактах.

При проведении таких тендеров, заказчик должен указать ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При подаче заявки на участие участник должен декларировать свою принадлежность к указанной группе

В случае, если определение поставщика было признано несостоявшимся, то организатор вправе провести торги на общем основании, отменив ограничение по принадлежности участников к субъектам МСП. Такой заключенный контракт не будет засчитан в объем закупок, проводимых только среди СМП и СОНКО.

По итогам года каждый заказчик обязан подготовить отчет об объемах закупки у СМП, СОНКО и разместить его в ЕИС до 1 апреля следующего года. Отчет должен содержать информацию о контрактах заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и информацию о несостоявшихся закупках у данных организаций.

Что такое совокупный годовой объем закупок, для чего он нужен?

Это понятие относится к основным и дается в п.16 ч.1 ст.3 44-ФЗ. Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) – это общая сумма денег, полученная организацией для проведения процедур, целью которых является обеспечение нужд этих организаций.

СГОЗ по 44-ФЗ нужен для решения ряда задач и исчисления важных критериев экономической деятельности:

  • контроль закупочной деятельности организатора торгов передается либо контрактному управляющему, либо контрактной службе. Выбор необходимого варианта осуществляется исходя из величины СГОЗ: если он менее 100 млн. рублей, достаточно контрактного управляющего, если более – полномочия передаются контрактной службе (ст.38 44-ФЗ);
  • в закупочной документации указывается требование привлекать в субподрядчики представителей СМП и СОНКО, сумма сделок с ними должна быть не менее 15% от СГОЗ в течение года (ст.30 44-ФЗ);
  • при проведении запроса котировок устанавливается объем закупок, которые можно провести в данной форме. Их сумма должна быть не более 10% от СГОЗ (ч.2 ст.72 44-ФЗ). Такой же порядок закреплен в ч.2 ст.82.1 44-ФЗ для аналогичной процедуры в электронном виде;
  • закон позволяет заказчику заключить контракт с единственными поставщиками без проведения конкурентных процедур. Совокупная стоимость таких договоров не должна быть более 5% от СГОЗ (п.4 ч.1. ст.93 44-ФЗ);
  • некоторым организаторам торгов, например учреждениям культуры, образовательным и научным организациям, позволено заключать контракты без проведения конкурентных процедур (п.5 ч.1 ст.93 44-ФЗ). Их совокупная сумма не должна превышать 50% от СГОЗ.

Совокупный годовой объем применяется при составлении плана-графика на финансовый год и отчета о привлечении к закупкам СМП и СОНКО.

Из каких сумм состоит СГОЗ?

  • из прошлогодних контрактов, но оплата по ним будет производиться в текущем году;
  • из контрактов текущего года и оплатой их в этом же текущем году;
  • из контрактов, заключенных в текущем году на несколько лет, но учитывается только оплата за них в текущем году.

Таким образом, совокупный годовой объем получится, если сложить все эти виды контрактов за прошедший, текущий и будущий года.

По размеру СГОЗ можно понять, кто вправе осуществить конкретную процедуру. Если суммарная цифра не превышает 100 млн. рублей, и у заказчика нет контрактной службы, то заказчик назначает уполномоченное лицо (контрактного управляющего), ответственного за заключение и выполнение обязательств по контракту. Если объем закупок более 100 млн. рублей, то заказчик обязан сформировать контрактную службу.

Обязательными являются следующие условия: у работников контрактной службы должно быть хотя бы дополнительное образование в области закупок, а должность контрактного управляющего может занимать либо руководитель заказчика, либо один из его заместителей.

Какие суммы не включаются в СГОЗ?

Согласно ст.30 44-ФЗ не входят в совокупный годовой объем закупок:

  • соглашения для обеспечения обороны и безопасности государства;
  • услуги по предоставлению кредитов;
  • контракты с единственным поставщиком, кроме контрактов, которые проведены в рамках п.25-25.3 ч.1 ст.93 44-ФЗ по итогам несостоявшегося определения исполнителей, не включающих СМП и СОНКО;
  • договора в области атомной энергетики;
  • процедуры с закрытым характером определения поставщиков.

Не включаются в совокупный объем по 44-ФЗ платежи по контрактам и договорам, заключенным по Федеральному закону № 223-ФЗ и действовавшему до 2014 г. Федеральному закону № 94-ФЗ.

Штраф за нарушение объемов закупок у СМП по 44-ФЗ

Согласно ч. 11 ст. 7.30 КоАП заказчики, нарушившие требование законодательства об объеме совершенных закупок у СМП, СОНКО, несут ответственность и должны заплатить административный штраф, в размере 50 тысяч рублей, который накладывается на должностное лицо.

На практике все не так однозначно, поэтому существуют другие варианты взысканий.

Ч. 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает возможность уменьшения суммы взыскания, с учетом наличия исключительных обстоятельств.

Также, в судебной практике ФАС уже был прецедент, когда заказчиком не было исполнено требование совершить за отчетный год закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% от общего числа закупок, и при этом штраф на него не был наложен. Заказчик смог доказать, что его вины в сложившейся ситуации не было, т.к. торги были признаны не состоявшимися по независящим от него обстоятельствам.Подводя итоги можно сказать, что законодательство РФ предусматривает санкции за неисполнение требований ст. 30 44-ФЗ, но каждый отдельный случай необходимо индивидуально, т.к. в зависимости от обстоятельств нарушения и поведения должностного лица, допустившего данное нарушение принятые меры могут сильно различаться.



Источники

  • https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/razmeshhenie-zakazov-u-smp.html
  • https://zakonguru.com/goszakupki/smp.html
  • https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/kak-rabotat-s-perechnem-tovarov-dlya-smp
  • https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/smp
  • https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/sovokupnyy-godovoy-obem-zakupok
  • https://star-tender.ru/news-of-tender-support/sovokupnyy-godovoy-obem-zakupok-po-44-fz-kak-ego-rasschitat-i-chto-eto-takoe

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: