Запрет мобильных телефонов в школе: есть ли такой закон и где применяется?

Запрет использовать телефоны для обучения

1 января 2021 г. вступил в действие новый документ СП 2.4. 3648-20, который пришел на смену старым санпинам и был утвержден главным государственным санитарным врачом России Анной Поповой в конце 2020 г.

В частности, теперь школам не рекомендовано использовать мобильные телефоны в образовательных целях. А администрация школ должна будет закупать компьютеры и планшеты с прописанным в правилах размером диагонали. Новые нормы будут действовать до 1 января 2027 г.

«Для образовательных целей мобильные средства связи не используются», — говорится в документе. В Роспотребнадзоре эту норму «Российской газете» объяснили тем, что мобильные средства связи имеют чаще всего маленький размер экрана, что влечет за собой напряжение органов зрения и нарушение осанки, поэтому их нельзя использовать во время урока вместо компьютера или планшета.

Кроме того, как указано в новых правилах, на территории образовательных организаций не допускается размещение базовых станций подвижной сотовой связи.

Новые санитарные нормы исключили из учебного процесса самые распространенные макбуки

Напомним, что ранее в санитарных правилах и нормах быыло рекомендовано ограничение возможности использования мобильных телефонов лицами, не достигшими 18 лет (СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190–03, пункт 6.9), из-за того что стандарты безопасности для мобильных телефонов были разработаны для взрослых и не учитывали особенности детского организма. Однако на протяжение последних лет смартфоны прочно вошли в обиход школьников, а массовая «дистанционка», введенная в 2020 г., вообще «подсадила» на разнообразные гаджеты тех, кто раньше так плотно ими не пользовался особенно в удаленных регионах России с плохим интернетом.

Постановление главного государственного санитарного врача об утверждении новых санитарных правил было подписано 28.09.2020 г., а опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 21.12.2020 г. Все месяцы, с момента подписания документа до его вступления в силу, новые правила бурно обсуждали в Сети родители и учителя, причем необходимость разработки новых правил признавали и сторонники, и противники «дистанционки». Старые санитарные правила, некоторые из которых были приняты еще в 2002-2003 гг., когда никакую массовую гаджетизацию нельзя себе было даже представить, регулировать дистанционное обучение не могли.

Новые нормы для гаджетов

Прежде всего, в новых правилах указаны теперь требуемые размеры диагонали мониторов. Так минимальная диагональ электронного средства обучения (ЭСО) должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука — не менее 39,6 см (15 дюймов), планшета — 26,6 см (около 10,5 дюймов). Таким образом, санпин вводит автоматический запрет на самую массовую разновидность макбуков, обладающих 13-дюймовой диагональю экрана. Таким экраном обладает вся линейка MacBook Air и большая часть выпускаемых сейчас MacBook Pro. Одновременно из учебного процесса будет исключен целый класс ПК – ультрабуки, которые характеризуются компактностью и невысокой производительностью.

Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях запрещено.

Зрительная дистанция до экрана должна составлять не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30o.

Ученики начальной школы могут теперь заниматься на ноутбуках при наличии дополнительной клавиатуры. Также под запретом одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО, например, интерактивной доски и персонального компьютера (или планшета).

В помещении, где организовано рабочее место обучающегося с компьютером (ноутбуком) или планшетом, должно быть хорошее естественное освещение, а также искусственное общее и местное освещение на рабочем столе. Источник местного освещения на рабочем месте ученика должен располагаться сбоку от экрана ПК (ноутбука) или планшета. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.

При использовании электронного оборудования, в том числе сенсорного экрана, клавиатуры, компьютерной мыши необходимо ежедневно дезинфицировать их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.

Нормы по времени

Новые правила вводят и конкретные рекомендации с точки зрения частоты использования гаджетов. Напомним, что в конце 2020 г. государство взяло курс на создание цифровых обучающих материалов для школ. В декабре 2020 г. CNews писал, что Правительство выделит миллиард рублей на обеспечение школ современным образовательным контентом, в который войдут цифровые конспекты, игры, тесты, виртуальные лаборатории, архивные документы и мультимедийные карты.

Согласно новым правилам, теперь при использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет — 5-7 мин., для учащихся 1-4 классов —10 мин., для 5-9 классов —15 мин. Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски: для детей до 10 лет — 20 мин., старше 10 лет — 30 мин.; для компьютера: для детей 1-2 классов — 20 мин., 3-4 классов — 25 мин., 5- 9 классов — 30 мин., 10-11 классов — 35 мин. Кроме того, предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз. Должен быть обеспечен контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования ЭСО.

Время непрерывного использования наушников для всех возрастных групп должно составлять не более часа. Уровень громкости не должен превышать 60% от максимальной. Внутриканальные наушники должны быть предназначены только для индивидуального использования.

При реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18 часов. Продолжительность урока не должна превышать 40 мин.

Закон о запрете телефонов

Впрочем, нужно сделать оговорку, что в Рособрнадзоре пояснили: речь идет не о запрете мобильных телефонов, а всего лишь о рекомендациях по их использованию. Тем не менее, стало известно, что более десяти тысяч российских школ ввели запрет на использование устройств если не на весь учебный день, то на время уроков. Белгородская область, Северная Осетия и Ингушетия полностью запретили гаджеты в школах. Частичный запрет действует в таких регионах, как Свердловская, Кемеровская и Курганская область, Пермский край, Камчатский край, Магаданская область, Республика Марий Эл и Удмуртия.
Но отрегулирован ли этот вопрос федеральным законодательством? На данный момент нет такого закона, который бы регламентировал использование мобильных устройств учащимися школ. Для решения спорных ситуаций можно использовать общие положения и кодексы Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации», а также Конституцию РФ.
Статья 209 Гражданского кодекса и Конституция РФ защищают право собственника владеть своим имуществом, и поэтому отбирать гаджеты у школьников учителя не вправе, это будет нарушением прав учащихся.

Действительно ли нужен запрет

Ответить однозначно на этот вопрос не получится. Был проведен опрос среди экспертов, школьных учителей и преподавателей вузов, который дал интересные результаты.
Конечно же, часть учителей (в основном старших поколений) категорично высказываются насчёт электронных устройств, считая, что кроме вреда учебному процессу и здоровью устройства ничего не дают.
Часть учителей полагает, что нужно идти в ногу со временем, а смартфоны открывают большое количество возможностей в плане обучения. Запрещать же их – это меры сродни средневековой инквизиции, когда любая прогрессивная мысль душилась на корню.
С другой стороны, даже молодые учителя признают, что в активном использовании мобильных телефонов гораздо больше минусов, чем плюсов.
Во-первых, смартфоны отвлекают учеников во время уроков. Во-вторых, на переменах дети перестали общаться друг с другом, играть и бегать, а большая часть школьников утыкается в гаджеты. В результате чего перерыв, который предназначен для того, чтобы дети пришли в себя и отдохнули, ученики «просиживают» в телефонах, нанося дополнительный ущерб своему здоровью, а заодно теряя навыки самого элементарного общения.
Кроме того, многие учителя убеждены, что использование телефонов усиливает социальный разрыв между учащимися.
Есть и ещё один нюанс. Сейчас практически любую информацию можно найти за считаные секунды. Вследствие этого обесценивается информация, и мозг быстро ее забывает. Но есть и другая сторона – в процессе обучения можно собрать большее количество источников и провести более глубокий анализ материала.

В каких странах существует запрет на технику

А есть и страны, которым удалось ввести запрет на использование гаджетов в школах? Да, есть. Например, во Франции ученикам запретили приносить в школы любые электронные устройства с доступом в интернет. Конечно же, все равно есть учащиеся, которые этот закон нарушают.
В Германии данный запрет действует на территории Баварии. Причем ученикам нельзя приносить в школу не только мобильные телефоны и планшеты, но и ноутбуки. Большая часть жителей страны выступает за то, чтобы ввести этот запрет во всей Германии.
Что касается Великобритании, то там решение о введении такого запрета школы принимают самостоятельно. В результате чего в одних школах ученикам разрешается даже читать учебники со смартфона, а в других запрещено проносить в школу любые электронные устройства.
Что касается остального мира, то использование гаджетов в школах запрещено в Греции, Азербайджане и Таджикистане. А в Канаде и США все зависит от конкретной провинции и штата.

Запрет телефонов в школах и закон “Об образовании”

Напрямую закон “Об образовании” запрета на телефоны в российских школах не вводит. Однако в нём содержится одна статья, на которую нам в данном случае нужно обратить внимание.

Речь о закона №273-ФЗ, где перечислены обязанности обучающихся. В частности, эта статья федерального закона говорит о том, что ученики обязаны соблюдать устав учебного заведения, выполнять все его требования, уважать честь и достоинство других учеников и сотрудников образовательной организации, а также не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.

Всё это, хотя и выглядит как общие слова, непосредственно затрагивает тему запрета телефонов в школах.

Начнём с устава школы, положения которого должны соблюдать ученики. Требование о том, что на территории образовательной организации пользоваться мобильными телефонами запрещено, обязательно должно быть прописано в уставе. Без этого любые устные запреты со стороны учителей и даже директора не имеют никакого значения.

Этот юридический момент – базовый в нашей теме. Отдавая ребёнка в школу, родители автоматически соглашаются со всеми пунктами её устава. Если их какие-то пункты не устраивают – через родительский комитет и путём общих собраний родителей нужно требовать от администрации исправить устав. В любом нормальном учебном заведении к мнению большинства родителей будут прислушиваться.

Понятно, что в уставе не может содержаться всё, что угодно. Каждый из его пунктов должен соответствовать российскому законодательству. В этом смысле прямой запрет на использование телефонов в школьном уставе отвечает нормам законов. Включая 43-ю статью закона “Об образовании”.

Если ребёнок пользуется во время урока смартфоном, это в том числе может выглядеть как прямое неуважение к учителю. Главная обязанность ученика – добросовестное усвоение учебной программы. И педагог помогает ему в этом. Не слушать учителя, “зависая” в телефоне – прямое неуважение.

Использование телефона на уроке может мешать одноклассникам и отвлекать их. А это – создание препятствий для других обучающихся, которое тоже запрещает закон “Об образовании”.

Таким образом, прописанный в уставе запрет на мобильные телефоны и прочие гаджеты в стенах школы будет совершенно законным.

Рекомендации Роспотребнадзора на этот счёт

В августе 2019 года, перед началом нового учебного года, Роспотребнадзор выпустил специальные рекомендации для школ на эту тему. Методические рекомендации этого ведомства разослали во все российские школы.

Вовсе необязательно, что конкретная школа решит использовать все рекомендованные Роспотребнадзором меры. Но со временем большая часть из этих рекомендаций наверняка воплотится повсеместно. Их пропишут в уставах большинства школ страны.

Вот основное из того, что было рекомендовано всем школам страны накануне 2019-2020 учебного года:

  • при входе в образовательную организацию гаджеты должны переводиться в режим “без звука”;
  • во время уроков должны действовать ограничения на использование гаджетов;
  • школы должны создать специальные места для хранения телефонов, куда ученики будут сдавать гаджеты на время занятий;
  • ученики, которым гаджеты нужны по состоянию здоровья (например, для больных диабетом детей, которые измеряют уровень сахара при помощи электронного устройства), могут оставлять их при себе;
  • все ограничения нужно согласовать с родителями школьников.

Как решают проблемы с мобильными телефонами в школах?

В прошлом году идею запретить смартфоны в школах поддержала министр просвещения России Ольга Васильева. По ее словам, в некоторых школах уже используют специальные ящики, в которых ученики могут оставить свои гаджеты. А для связи родителей с учителями в таком случае используют специальный контрольный сигнальный телефон.

Уполномоченная по правам ребенка в России Анна Кузнецова порекомендовала при решении вопроса о запрете мобильных телефонов в школе учитывать мнение родителей, учителей и детей. Об этом она заявила в программе «Вести в субботу» на телеканале «Россия-1». По ее словам, ограничивающие правила могут негативно повлиять на образовательный процесс. Как утверждает омбудсмен, проблема на самом деле не в самих устройствах, а в дисциплине.

По мнению Кузнецовой, запрет не является единственно верным решением сложившейся проблемы. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка советует провести публичные обсуждения и попытаться создать правила, по которым школьники смогут пользоваться телефонами не в ущерб учебному процессу. «Я надеюсь, что будет найдено конструктивное решение. Я за предложения, а не за запреты. Безусловно, нужно что-то предлагать, если будет запрос на регулирование. Но я видела, как в ряде школ принимаются самостоятельно решения о пользовании гаджетами. Привлекая родителей, детей, учителей. И это консолидированное решение является руководством к организации пользования телефоном в школах», — сказала Кузнецова.

Могут ли в школе забирать у учащихся мобильные телефоны?

Согласно Конституции РФ и статье 209 Гражданского кодекса, гражданин имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом до тех пор, пока он не начнет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Поэтому отобрать у школьника телефон силой, требовать отнести его домой или держать у себя, например, до родительского собрания, учителя не имеют права.

Могут ли учителя запретить ученику пользоваться телефоном в школе?

Да, если запрет на пользование гаджетами прописан в уставе школы. Согласно статье 43 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», школьники должны выполнять требования устава образовательной организации и правила внутреннего распорядка и не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися. Требования устава ученики и родители должны выполнять с момента поступления ребенка в школу.

По словам руководителя Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина, устав школы — главный нормативный и локальный документ школы, правила поведения в учебном заведении прописываются именно там. «Другое дело, что прописывать в нем изъятие телефона при входе в школу вряд ли возможно даже сейчас. Я уверен, что и в дальнейшем вряд ли будет принято такое радикальное решение, потому что запретами невозможно решить ни одну проблему. Да, действительно, в уставе можно указать и прописать, что нельзя пользоваться телефонами во время занятий. Но нормальный учитель будет сам стремиться к тому, чтобы дети не отвлекались на уроке и не пользовались телефонами. Для этого достаточно всего лишь выстроить нормальные отношения с учениками, которые уважают учителя и дисциплину», — говорит Панин.

Руководитель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг особо отмечает, что у школьников и родителей также могут возникать ситуации, когда им необходимо быть на связи. «Сегодня важно знать в онлайн-режиме, кто и где находится, и волнение родителей о детях всем вполне понятно. Лишать возможности быть на связи нецелесообразно и неконституционно», — говорит Панин.

Причины ограничений

Ограничение на использование телефонов школьниками во время учебы произошло после серьезного анализа международного опыта, опросов родителей младших школьников и подростков, а также учителей. Методические рекомендации, созданные Роспотребнадзором и Рособрнадзором, основаны на том, что, согласно исследованиям, ранний возраст активного начала использования мобильных телефонов и неограниченное время использования их для игр, общения в мессенджерах и соцсетях приводят к целому ряду негативных факторов:

  • нарушениям психики
  • гиперактивности
  • раздражительности
  • снижению доверительных отношений с родителями
  • снижению долговременной памяти
  • ухудшению обучаемости
  • бессоннице
  • проблемам в личном общении с одноклассниками и учителями.
Постоянно включенный телефон на занятиях приводит к тому, что ребенок отвлекается: вместо того, чтобы слушать преподавателя – отвечает на сообщения или пролистывает новости в соцсетях. Это крайне негативно сказывается на процессе обучения.

А как звонить родителям?

Меня, как маму, очень волнует этот вопрос, даже несмотря на то, что моя дочка пойдет в школу через 2,5 года (о Боже, всего лишь через 2,5 года. Время, остановись! Я же только родила!) Я не буду покупать своему ребёнку крутой смартфон до средней школы (даже недорогой), потому что считаю, что это лишнее и будет достаточно простого телефона, чтобы мне позвонить. А потом посмотрим как учиться будет :)

В смартфонах во время занятий я вижу только минусы, даже несмотря на то, что некоторые учителя поощряют использование гаджетов на уроке, чтобы найти нужную информацию. Я всё-таки считаю, что информацию нужно искать в учебнике, книгах или дома на компьютере, но никак не во время урока.

Какие моменты прописаны в Методических рекомендациях

Документом, принятым к исполнению в школах РФ, рекомендуется:

  • ограничить или полностью исключить возможность использования учениками мобильных телефонов во время уроков
  • если телефон разрешено брать в класс – перевести его в беззвучный режим, в том числе отключив режим вибрации. Это позволит ребенку не отвлекаться на звонки или сообщения о поступивших письмах и спокойно учиться, ответив на вызовы на перемене или после уроков;
  • выделить в классе или ином месте, удобном для учеников и администрации школы, места для хранения гаджетов на время образовательного процесса
  • обязательно включить в курсы повышения квалификации учителей информацию о вреде воздействия электромагнитного излучения на мозг и внутренние органы ребенка, о возможных психологических моментах при активном использовании мобильных устройств для игр и виртуального общения.

Предполагается, что данные требования и информацию учителя будут доносить до родителей на регулярных собраниях.

Содержание памятки для учеников, родителей и учителей

Школам рекомендовано распечатать и выдавать ученикам памятку, которую они должны прочитать сами и передать родителям. Памятка направлена на информирование о неблагоприятных факторах воздействия телефонов на детей и подростков и советует:

  • исключить ношение мобильных телефонов на шнурках на шее, сумках на поясе, в карманах одежды. Телефон рекомендуют убирать в портфель – для снижения его воздействия на мозг, сердце и другие жизненно важные органы;
  • снизить до возможного минимума контакт с гаджетом, в идеале – оставить его только для звонков родителям и экстренных ситуаций;
  • не подносить телефон к голове, а использовать гарнитуру или наушники;
  • выключать Wi-Fi, если сеть не нужна именно в данный момент;
  • не пытаться звонить или выходить в интернет при неустойчивом или прерывистом сигнале
  • убирать на ночь телефоны в другую комнату, при отсутствии такой возможности – откладывать не менее, чем на 2 метра от головы и груди.

Исполнение всех рекомендаций позволит снизить негативное воздействие гаджетов как на физическое, так и на психическое здоровье школьников.

Плюсы и минусы запрета телефонов

Запрет использования телефонов в школе – инициатива неоднозначная. Такое решение имеет как ряд достоинств, так и недостатки. Несомненно, нововведения есть положительные стороны. Это:

  • дети не отвлекаются на уроках;
  • сокращение времени, которые дети тратят на компьютерные игры и социальные сети;
  • устранение неравенства в классе по принципу «у кого телефон лучше»;
  • отдых зрительных органов во время перемены;
  • уроки не нарушают случайные звонки на телефоны учеников.

Но на каждый плюс запрета телефонов найдётся свой минус. Недостатков у данной идеи тоже предостаточно:

  • отсутствует постоянная связь ребёнка с родителями. При необходимости передать срочную информацию необходимо будет связываться через учителя, который во время урока может просто не брать трубку;
  • детей необходимо будет чем-то дополнительно занимать во время перемен и в группе продлённого дня;
  • ребёнок не сможет использовать телефон как доказательство жестокого обращения (например, снять видео или записать на диктофон действия учителя или одноклассников);
  • отсутствие доступа к информации, необходимой в учебных целях.

Данная инициатива вызвала неоднозначную реакцию среди граждан, как показывают последние новости. Запрет сотовых телефонов в школе имеет как сторонников, так и противников. Причем, опросы разных агентств приводят совершенно разные цифры. Поэтому сложно сказать, как в действительности будет воспринят новый закон родителями школьников. Нельзя исключать вероятность, что родители всё-таки захотят быть на связи со своими детьми, даже если они находятся в школе. Поэтому вполне возможны выступления против данного запрета, например, может быть создана петиция против запрета телефонов.

Источники

  • https://www.cnews.ru/news/top/2021-01-06_rossijskim_shkolnikam_zapretili
  • https://www.kp.ru/putevoditel/sovety-dlya-roditelej/zapret-telefonov-v-shkole/
  • https://zen.yandex.ru/media/krutomama/zapret-telefonov-v-shkole-zakon-ili-proizvol-5db023ac5ba2b500b1c222d0
  • https://aif.ru/society/education/imeyut_li_pravo_zabirat_mobilnyy_telefon_v_shkole
  • https://zakonguru.com/izmeneniya/mobilnye-v-shkole.html
  • https://zen.yandex.com/media/mary_the_tutor/mobilnik-na-uroke-chto-delat-uchiteliu-5e2ef54fdddaf400bbae1dfc
  • https://zakon-navigator.ru/zakon-o-zaprete-telefonov-v-shkole-s-1-sentjabrja-2019-goda-chto-nuzhno-znat/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: