Запрос котировок по 44-ФЗ пошаговая инструкция

Содержание
  1. Правовое регулирование
  2. Критерии оценки котировочных заявок по 44-ФЗ
  3. Понятие и отличительные черты
  4. Условия для проведения электронного запроса котировок
  5. Способы передачи
  6. Разработка проекта контракта
  7. Извещение о запросе котировок
  8. Образец протокола оценки котировочных заявок
  9. Нюансы котировочной процедуры
  10. Уведомление о проведении котировочной закупки
  11. Для оказания скорой помощи и закупок жизненно необходимых товаров
  12. Правила составления
  13. Порядок подачи и содержание заявки
  14. Предварительный отбор участников закупки для гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС
  15. Разъяснения и изменения закупочной документации
  16. Причины отклонения заявки
  17. С чего начать
  18. Преимущества и недостатки
  19. Этапы проведения запроса котировок
  20. Основания для отклонения заявки
  21. Какие сведения должна содержать
  22. Как организовать электронный запрос котировок по 223-ФЗ
  23. Когда проводится запрос котировок в бумажном виде
  24. Публикация извещения о проведении запроса котировок
  25. Как разработать документы
  26. Действия заказчика
  27. Какие данные должны быть указаны в котировочной заявке?
  28. Когда процедура ЗКЭФ признается несостоявшейся
  29. Запрос котировок в электронном формате
  30. Плюсы и минусы
  31. Чем отличается запрос котировок от запроса предложений?
  32. Котировочная комиссия 44-ФЗ: сколько человек
  33. Закупки, которые можно провести запросом котировок
  34. Признание запроса котировок несостоявшимся
  35. Запрос котировок в электронной форме
  36. Заявка на участие в запросе котировок
  37. Отмена запроса котировок
  38. Формирование протокола запроса котировок и подписание контракта
  39. Заключение контракта по результатам запроса котировок 44-ФЗ
  40. Сроки хранения документации
  41. Несостоявшийся запрос котировок по 44-ФЗ
  42. Подведение итогов

Правовое регулирование

Закупка в форме запроса котировок регламентируется Главой 3 44-ФЗ, которая посвящена регламенту проведения закупок в различных форматах. Запросу котировок отведен отдельный параграф под номером 3.

Порядок проведения запроса котировок содержится в ст. 72, 74. Требования к закупке в форме запроса котировок указаны в ст. 73. Порядок подачи котировочных заявок регламентирован в ст. 77. Рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе котировок производится с опорой на ст. 78. Если запрос котировок признается несостоявшимся, то заказчику нужно ориентироваться на нормы ст. 79.

Такая закупка, как запрос котировок, может проводиться на условиях предварительного отбора, тогда заказчик должен учесть нормы ст. 81. Запрос котировок с предварительным отбором участников проводится для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий ЧС (ст. 80-82).

Особенности проведения запроса котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства или скорой помощи в экстренной или неотложной формах регулируются в ст. 75-76.Но некоторые их положения распространяются и на электронный формат. Процедура проведения запроса котировок в электронном виде регламентируется статьями 82.1-82.6, 83.2 44-ФЗ.

Критерии оценки котировочных заявок по 44-ФЗ

Согласно ч. 1 ст. 32 44-ФЗ, заказчик для проведения процедуры оценки заявок должен руководствоваться следующими критериями, установленными в закупочной документации:

  • цена контракта;
  • расходы на использование, эксплуатацию ТРУ;
  • функциональные особенности и качественные (в том числе, экологические) характеристики объекта заказа;
  • квалификация участников закупки.

Возможные критерии оценки котировочных заявок — это, в первую очередь, цена контракта, а также дата и время подачи заявки. Последний критерий применяется в том случае, когда участники закупки подали одинаковое предложение о цене в ЗК. Основной критерий оценки при проведении ЗК — ценовой. Согласно ч. 9 ст. 32 44-ФЗ, заказчик не вправе устанавливать иные критерии оценки, кроме тех, что определены действующим законодательством.

Понятие и отличительные черты

Запрос котировок – это конкурентный способ отбора поставщика, который, согласно ст. 72 44-ФЗ, обладает следующими отличительными чертами:

  1. Сведения о закупке размещаются в ЕИС, и они становятся доступными всем желающим.
  2. В закупке побеждает лицо, которое предложило наиболее низкую цену контракта. С мая 2019 года победителем запроса котировок вправе стать лицо, предложившее наименьшую цену за единицу (если финальный объем закупки неизвестен).
  3. НМЦК контракта не может превышать 500 тыс. р.
  4. Установлен еще один лимит при проведении запроса котировок – объем таких закупок не должен превышать 100 млн р. или 10% от СГОЗ.
  5. Взимание платы за участие в запросе котировок не допускается.
  6. Необходимость внесения обеспечения заявок и обеспечения исполнения контракта определяется по усмотрению заказчика, но большинство закупок проводятся без указанного условия.
  7. Заказчик может направить дополнительные запросы цен в адрес поставщиков нужного товара.
  8. Торги при запросе котировок не проводятся.

Условия для проведения электронного запроса котировок

Законодательство с 1 января 2019 г. обязало организации заказчиков проводить для приобретения товаров, работ или услуг (ТРУ) запросы котировок в электронной форме. Такое правило утверждено 504-ФЗ от 31 декабря 2017 г. Этот закон внес значительные изменения в 44-ФЗ. Однако для некоторых закупок есть исключения. В обычной (НЕ электронной) форме разрешено организовывать закупки для нужд диппредставительств и консульств РФ, для ликвидации последствий ЧС и оказания неотложной помощи. В старом формате проводятся и закупки, составляющие гостайну.

Во-первых, поменялись сроки проведения закупки и порядок — теперь все манипуляции проводятся на электронной площадке (ЭТП).

Во-вторых, работа организатора заключается только в рассмотрении заявок. А работа оператора ЭТП сводится к оценке предложений, дополнениям протокола рассмотрения заявок и указанию в протоколе итоговой информации о выигравшем госзаказ участнике.

Говоря о структуре электронного запроса котировок, она ничем существенно не отличается от «бумажного» запроса котировок. Условия его проведения аналогичны:

  • начальная максимальная цена контракта (НМЦК) до 500 тыс. руб.;
  • годовой объем закупок по запросам котировок — в пределах 10% от совокупного годового объема закупок (СГОЗ);
  • объем закупок – не более 100 млн. руб.;
  • срок подачи заявок — не менее 5 рабочих дней.

При проведении ЗКЭФ нет необходимости готовить целый пакет документов — достаточно лишь извещения, которое размещается в Единой информационной системе (ЕИС).

Способы передачи

Бумажную версию запроса котировок участник закупки может передать одним из следующих способов:

  1. Отправить заказным письмом. Данный способ стоит применять с большой осторожностью, так как можно опоздать с подачей заявки.
  2. Передать лично.
  3. Воспользоваться услугами курьерской службы или доверенного лица.

При подаче запроса котировок в электронном формате достаточно своевременно передать заявку на ЭТП.

Разработка проекта контракта

К извещению прилагается проект госконтракта, который предстоит подписать сторонам по результатам закупки (на основании ч. 2 ст. 73 44-ФЗ). Кроме извещения и проекта контракта, другие документы не прилагаются.

Проект государственного контракта должен соответствовать нормам Гражданского и Налогового кодексов, 44-ФЗ, а также требованиям самого заказчика. Проект контракта в обязательном порядке должен содержать указание на существенные условия, без которых его признают недействительным. Также заказчики дополняют проект контракта другими условиями, которые они считают важными при исполнении контракта.

Существенными условиями госконтракта становятся его предмет, сроки реализации, порядок исполнения, ответственность сторон за неисполнение условий контракта, возможность (или невозможность) изменения условий контракта по договоренности сторон. Отдельные положения госконтракта не допускается изменять, так как по требованиям 44-ФЗ существенные условия контракта должны остаться неизменными. В частности, не допускается изменение цены контракта или его сроков даже по соглашению сторон.

Проект контракта должен быть подготовлен на основании закупочного извещения и не должен ему противоречить.

Извещение о запросе котировок

Один из первых этапов закупки — это составление и публикация извещения о запросе котировок.

Срок размещения извещения о проведении запроса котировок:

1) не менее, чем за 7 рабочих дней до окончания срока подачи заявок.

2) в случае закупки на сумму менее 250 тыс руб, а также в случаях, установленных 44-ФЗ, не менее, чем за 4 рабочих дня.

В документе, в обязательном порядке, должна содержаться следующая информация:

  1. Данные о заказчике, контракте и требования к участникам:
    — наименование, место нахождения, почтовый адрес, полные контактные данные ответственного за проведение тендера;
    — тезисное изложение условий контракта, описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара или месте выполнения работы или оказания услуги, а также сроки исполнения контракта;
    — код закупки;
    — имеющиеся ограничения в выборе поставщиков и исполнителей, установленные с учетом требований 44-ФЗ;
    — условия (срок, место, порядок) подачи заявок на участие в запросе котировок;
    — обоснование цены контракта;
    — информацию о необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта с указанием суммы;
    — подробный перечень документов, который должен предоставить участник закупки;
    — требования об отсутствии сведений об организации, ее учредителях или единоличном исполнительном органе в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (по желанию Заказчика).
  2. Форма для подачи заявки на участие в запросе котировок 44-ФЗ, в том числе для подачи заявки в электронном виде.
  3. Информация о том, когда и где будут вскрыты конверты и открыт доступ к электронным заявкам.
  4. Данные о лице и организации, ответственных за заключение контракта по результатам запроса котировок, а также о механизме заключения контракта в случае уклонения компании, предложившей самую низкую цену, от заключения договора.
  5. Сведения о том, при каких условиях возможен односторонний отказ от исполнения контракта.
  6. Преимущества, предоставляемые подрядчикам в соответствии со ст. 28-30 44-ФЗ, а именно: предоставление преимуществ учреждениям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов и субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
  7. К извещению же должен быть приложен проект контракта.

Образец протокола оценки котировочных заявок

Нюансы котировочной процедуры

Они следующие:

  1. Запрос котировок по 44 ФЗ объявляется в случаях, когда максимальная стоимость выполнения работ по контракту не превышает 500000 рублей, а объем годовых закупок – не более 10% от СГОЗ и не больше 100 млн рублей.
  2. За подачу заявки в процедуре плата не взимается.
  3. Для участия в запросе котировок на бумаге и заключении контракта не требуется электронно-цифровая подпись.
  4. Аккредитация на торговой площадке не требуется.
  5. Принять участие в запросе котировок можно бумажным (в запечатанном конверте) или электронным способом.
  6. Подать можно только одно ценовое предложение.

Уведомление о проведении котировочной закупки

В обязанность Заказчика входит публикация извещение о запросе котировок на сайте госзакупок. Согласно 44-ФЗ в документации должны указываться следующие данные:

  1. Контактные данные Заказчика: наименование, юридический, фактический и почтовый адрес, е-mail и телефонные номера контактных лиц, ответственных за проведение государственных закупок.
  2. Обоснование НМЦК.
  3. Описание объекта закупки.
  4. Место и сроки исполнения контракта.
  5. Источник финансирования.
  6. Код закупки, по которому он идентифицируется.
  7. Наличие ограничений для участников.
  8. Способ определения исполнителя.
  9. Размер обеспечения исполнения контракта, а также способ его предоставления.
  10. Условия подачи заявок: место и сроки.
  11. Информация о предусмотренном банковском сопровождении контракта.
  12. Наличие ограничений, запретов для поставляемых товаров и услуг, которые происходят из иностранного государства.
  13. Специальная информация, если закупка осуществляется для оборонзаказа.
  14. Документация, прилагаемая к котировочной заявке, и соответствующая перечню, указанному в ч.1.1 ст.31 44-фз
  15. Форма заявки, предоставляемая для участия в процедуре закупки.
  16. Сроки и место вскрытия конвертов, переданных участниками котировочной процедуры.
  17. Информация о контракте, сроки и порядок его заключения. Условия признания победителя котировочной закупки. Проект контракта является обязательным документом, входящим в состав документации при публикации извещения.
  18. Правила одностороннего отказа от выполнения контракта, которые прописаны в ч. 8-25 ст. 95 44-ФЗ

Если котировочная процедура проводится в электронной форме, то к стандартному перечню требований добавляется адрес электронной торговой площадки, где будет размещена закупка.

Для оказания скорой помощи и закупок жизненно необходимых товаров

Для закупки некоторых товаров, работ и услуг заказчик должен применять такие способы закупки, как аукцион и конкурс. Запрос котировок в данном случае выступает, как вспомогательная процедура.

Заказчику принадлежит право на закупку продуктов, топлива, лекарств и иных товаров без ограничения начальной максимальной цены в 500 тыс. р. через запрос котировок в следующих частных случаях:

  1. Судом был приостановлен или расторгнут действующий госконтракт на указанные товары.
  2. ФАС отменила результаты конкурса или аукциона на эти товары и разрешила заказчику провести закупку через запрос котировок. Такое решение может быть выдано заказчику в течение 10 рабочих дней с даты отмены результатов прошлой закупки.
  3. Заказчик отказался от контракта в одностороннем порядке из-за грубых нарушений, допущенных подрядчиком. Поставщику, с которым был расторгнут контракт, не допускается подавать заявку на проводимый запрос котировок.

Правила составления

В 44-ФЗ никак не регламентируется форма и содержание котировочной заявки. Но в составе закупочной документации заказчик прилагает рекомендованную форму, которой участнику следует придерживаться.

Приведем некоторые правила подготовки котировочной заявки, которых следует придерживаться участникам:

  1. Нужно внимательно заполнять поле с наименованием заказчика. Вместо конкретного учреждения в заявке может быть указана информация «Уполномоченный орган».
  2. Организационно-правовая форма прописывается в развернутом виде. Например, «Общество с ограниченной ответственностью», а не ООО.
  3. Нужно указать ИНН учредителей и руководителя компании.
  4. Юридический адрес компании должен соответствовать тому, который прописан в полученной выписке из ЕГРЮЛ.
  5. Сведения о гендиректоре и главном бухгалтере указываются по отдельности, даже если фактически это одно и то же лицо.
  6. При отсутствии у компании сайта информация об этом вписывается отдельной строкой.
  7. При отсутствии дополнительных документов, которые хотел бы передать участник в составе заявки, в соответствующем поле проставляется отметка «0».
  8. Если заказчик просит заполнить поле «Процент снижения цены контракта», то лучше это сделать во избежание неприятностей.
  9. Цену контракта стоит прописывать в числовом и письменном формате. Например, так: «100000 (сто тысяч) рублей 00 копеек».
  10. В составе заявки прилагается декларация о соответствии участника требованиям.
  11. При подписании котировочной заявки заявителю следует не только поставить подпись, но и указать свою должность.

Законодательно не предусмотрено право участника запроса котировок на предоставление ему разъяснений документации. Хотя и запрет на совершение таких действий со стороны потенциальных участников закупки не предусмотрен.

Порядок подачи и содержание заявки

Заявки могут подавать только участники, аккредитованные на ЭТП. Для этого нужно быть зарегистрированным в ЕИС. Аккредитация на ЭТП происходит автоматически. Также необходимо оформить усиленную квалифицированную подпись в любом аккредитованном удостоверяющем центре.

Заявка на участие в электронном запросе котировок содержит предложение о товарах, работах, услугах (ТРУ) и ценовое предложение. Эти документы должен получить не заказчик, а оператор ЭТП.

Закон разрешает участнику подавать только одну заявку. Отслеживать информацию по ней он может по идентификационному номеру, который получила заявка от оператора ЭТП в течение 1 часа после ее подачи.

У оператора электронной площадки есть основания для возврата заявки, предусмотренные ч.7 ст.82.3 44-ФЗ, и эти основания аналогичны тем, что в электронном открытом конкурсе. Иных оснований быть не может. Возвращая заявку, оператор ЭТП одновременно должен уведомить участника об основаниях возврата.

Структура заявки:

  1. Согласие участника на выполнение контрактных обязательств на условиях, указанных в извещении и не подлежащих изменению по итогам проведения запроса котировок. Это условие является общепринятым. Согласие подается с использованием программно-аппаратных средств ЭТП, путем выставления «галочки» в соответствующем окне.
  2. В отдельных случаях — документы, подтверждающие происхождение товара (ст. 14 44-ФЗ), декларацию о стране происхождения товара и производителе товара (такая декларация подается с использованием функционала ЭТП). Если подобные документы или декларации не подаются, то продукция приравнивается к иностранной.

Также нужно подавать сведения о конкретных показателях продукции, если не указан товарный знак или планируется поставка эквивалент товара с иным товарным знаком.

  1. Реквизиты участника закупки (имя/наименование, паспортные данные, контакты, ИНН). Так как заявка не анонимная, эти данные не скрываются.
  2. Декларация участника (с использованием функционала ЭТП) о соответствии требованиям пп.1,3-9 ч.1 ст.31 44-ФЗ (об отсутствии недоимки, конфликта интересов, судимости), является ли СМП или СОНКО (при наличии такого требования в извещении), о праве на получение преимуществ (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов).

В большинстве закупочной документации содержится форма котировочной заявки. Эту форму необходимо внимательно заполнить и, в принципе, заявка готова к подаче.

Если вы поставляете работу или услугу без использования товаров, то потребуется заполнить только небольшую анкету о себе (она и будет являться заявкой). Все остальные действия будут происходить на ЭТП.

Если же товар используется для выполнения работы или услуги, или планируется поставка товара, то помимо согласия и небольшой анкеты о себе нужно будет приложить конкретные показатели предлагаемого к поставке товара. При этом можно воспользоваться как стандартной формой заявки, так и простым техническим заданием (ТЗ).

Есть несколько правил по «переделке» ТЗ под требования закона. Основным из них является указание конкретных характеристик поставляемого товара. Что значит «конкретные»? Если в описании закупки присутствует формулировка «не менее» или «не более», то эти слова нужно стереть и оставить конкретные цифры.

Например: в документе — «ширина не менее 100 см». Пишем: «ширина 100 см» (или 110 см, 120 см и т.д.).

Если прописан размер «не менее 100 см и не более 200 см», соответственно, указываем любое значение из этого диапазона. Важно понимать, что формулировки «не более», «не менее» включают и крайние показатели.

Например: «не менее 1 и не более 5» — это либо 1, либо 2, либо 3, либо 4, либо 5, либо десятичные дроби в этом диапазоне (1,5; 2,45; 4,42 и т.д.). Если же используются предлоги «от» и «до» («размер от 1 до 5») – то здесь крайние значения не используются. «От 1 до 5» — это значит либо 2, либо 3, либо 4, либо десятичные дроби в этом диапазоне (крайние значения 1 и 5 в расчет не берутся).

Для участия в запросе котировок в электронной форме представлять лицензии и другие документы, подтверждающие соответствие законодательным нормам в рамках состава заявки, не нужно.

Функции оператора ЭТП и котировочной комиссии:

У оператора электронной площадки есть 1 час с момента окончания срока подачи заявок, чтобы предоставить заказчику все собранные заявки, информацию и электронные документы участников запроса котировок, предусмотренные ч.11 ст.24.1 44-ФЗ.

Заявка может быть отклонена, основания для этого следующие:

  • непредставление указанных документов и сведений;
  • предоставление ложных сведений;
  • несоответствие информации требованиям извещения;
  • подача одним лицом 2-х и более заявок;
  • подача после установленного срока;
  • участник находится в РНП;
  • нарушение правил подачи ценового предложения (превышает НМЦК, равно нулю).

Предварительный отбор участников закупки для гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС

Перечень товаров работ и услуг, которые нужны для ликвидации чрезвычайных ситуаций и гуманитарной помощи, устанавливается Правительством. Для того чтобы в нужный момент (при возникновении экстренной ситуации) заказчик мог быстро закупить необходимые товары, работы и услуги, он проводит предварительный отбор участников. Такой отбор направлен на выявление тех поставщиков, которые:

  1. Соответствуют всем законодательным требованиям.
  2. Выражают согласие на поставку товара в сжатые сроки.
  3. Указывают на возможность поставки товара без предварительной оплаты или на условиях отсрочки платежа.

По результатам пройденного квалификационного отбора заказчик составляет перечень поставщиков, у которых в дальнейшем предполагается проведение запроса котировок. Если в перечне представлен только один участник, то отбор проводят не позднее 45 дней с даты исключения предпоследнего участника.

В случае если заказчику нужно закупить товары не из представленного перечня, то ему быстрее закупить их через подписание контракта с единственным поставщиком.

Извещение о предварительном отборе потенциальных поставщиков размещают в ЕИС и любых СМИ не позднее 20 дней до окончания срока подачи заявок. В таком извещении о предварительном отборе указывается:

  1. Наименование и описание объекта закупки.
  2. Сведения о необходимости без предварительной оплаты или на условиях отсрочки поставить нужные товары в максимально возможные сроки.
  3. Требования к участникам закупки.
  4. Перечень документации, которую должны предоставить участники.
  5. Форма заявки.
  6. Место и время проведения предварительного отбора.
  7. Сведения о контрактной службе или контрактном управляющем.

Сам отбор проходит в несколько этапов. Котировочная комиссия обязана рассмотреть все поступившие заявки на участие в закупке в течение 10 дней с даты окончания их подачи. По результатам рассмотрения в отношении поставщика может быть принято решение о невключении его в предварительный перечень. Такое решение может быть принято, если:

  1. Участник или его заявка не соответствуют требованиям документации.
  2. Документы для проведения отбора поставщика предоставлены не полностью, или в них содержатся недостоверные данные.
  3. Участника исключили из перечня поставщиков в прошлые годы.
Результаты рассмотрения котировочных заявок на предварительный отбор должны быть оформлены в виде протокола и размещены в ЕИС. В течение рабочего дня заказчик должен уведомить всех участников о принятом им решении. Принятое заказчиком решение может быть обжаловано поставщиками, подавшими заявки на участие в предварительном отборе.

По результатам предварительного отбора заказчик готовит перечень поставщиков с разбивкой по видам товаров, работ и услуг.

Особенностями закупок для оказания гуманитарной помощи и ликвидации последствий ЧС являются:

  1. Отсутствие ценовых лимитов (необязательно проводить закупку с ограничением по цене в 500 тыс. р.).
  2. Заказчик приглашает поучаствовать в закупке всех участников из перечня, включая участников, которые закупаются в электронном формате.
  3. Запросы котировок и заявки должны соответствовать требованиям обычной котировочной заявки.
  4. В заявке каждый участник может указать количество товара, которое он имеет возможность поставить в указанные сроки. Таким образом, нужный объем товара заказчик может выкупить у нескольких поставщиков.
  5. Каждому участнику дается право на поставку только одной заявки на участие в запросе котировок и ее не допускается изменять.

При подаче единственной заявки или при непоступлении заявок запрос котировок признают несостоявшимся, и заказчик может закупить товары у единственного поставщика.

Котировочной комиссией присваиваются порядковые номера каждой заявке по мере увеличения стоимости. При этом присвоение порядковых номеров начинается с тех заявок, по которым предусмотрено не менее 30% от объема товаров по извещению о закупке. Если предложения совпадают, то побеждает заявка, поданная первой.

Протокол подведения итогов размещают в ЕИС непосредственно в день рассмотрения. Участников уведомляют о решении котировочной комиссии в течение трех рабочих дней. С победителем подписывают контракт, и при необходимости заказчик может докупить недостающую партию у единственного поставщика.

Поставщика могут исключить из перечня и запретить участие в отборе на следующий год, если будет обнаружена недостоверная информация, или в ответ на запрос заказчика поставщик дважды не подаст заявку.

Разъяснения и изменения закупочной документации

Запрос котировок – это единственная закупочная процедура, в рамках которой не закреплено право участников на запрос разъяснений по документации.

Заказчик вправе изменить документы о закупке не позднее, чем за два рабочих дня до окончания подачи заявок. Информация о закупках должна обновляться в ЕИС в течение рабочего дня.

Заказчик вместе с внесением изменений обязан продлить сроки подачи заявок на участие в закупках, чтобы до окончания осталось не менее 4-7 дней в зависимости от суммы закупки или 5 дней – при электронном формате.

Причины отклонения заявки

Несмотря на кажущуюся простоту процедуры участия в запросе котировок по 44 ФЗ, у нее есть ряд обстоятельств, при которых предложение могут отклонить. К обстоятельствам, по которым заявку могут отклонить относится следующее:

  1. Несоответствие поданной котировочной заявки, требованиям, указанным в извещении.
  2. Отсутствие указанной информации или документов в составе заявки
  3. Недостоверность сведений.
  4. Нарушение срока подачи;
  5. Котировочная заявка направлена на электронный адрес;
  6. Цена, предложенная участником закупки, выше НМЦК;
  7. Поставщик не соответствует требованиям: не является субъектом СМП, а в извещении данное условие указано, как обязательное;
  8. Участником направлены несколько заявок.

Иные причины не являются обстоятельством для отказа в рассмотрении ценового предложения и документов. Заказчик, отклонив котировочное предложение, обязан предоставить мотивированный отказ со ссылкой на статью 44-ФЗ.

Участник закупки, подавший заявку и считающий ее верной, а отклонение – необоснованным, имеет право обратиться в Федеральную антимонопольную службу, подав жалобу и приложив полный пакет документов. Важно учитывать, что ФАС не всегда становится на сторону Поставщика.

Обжаловать результаты котировочной процедуры можно в срок не позднее 10 дней со дня публикации протокола на сайте госзакупок. По требованию ФАС процесс подписания контракта может быть отложен или отменен.

С чего начать

Чтобы провести запрос котировок в электронной форме в ЕИС в рамках закона о контрактной системе, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Разместить на официальном сайте ЕИС извещение и проект контракта.
  2. Выявить победителя. Комиссия должна рассмотреть все ценовые предложения, которые участникам надлежит отправлять в электронной форме.

Согласно ч. 1 ст. 36 44-ФЗ, допускается отмена запроса котировок в электронной форме не позднее чем за 2 дня до момента окончания подачи заявок. В таком случае оператор ЭП возвращает все ранее поданные заявки участникам закупки в течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения об отмене ЭЗК с одновременным электронным уведомлением участника об отмене процедуры.

Заказчиков и участников привлекает краткосрочность, с какой проводится запрос котировок в электронной форме: сроки проведения такой процедуры с момента размещения извещения до окончания подачи заявок и подведения итогов — минимум 7 рабочих дней:

  • публикация извещения и проекта контракта в ЕИС — не позже чем за 5 рабочих дней до конца срока подачи заявок;
  • рассмотрение — в течение 1 рабочего дня после окончания приема предложений.

Преимущества и недостатки

Преимуществом запроса котировок, как способа закупки, для заказчика являются:

  • простота оформления документации (от заказчика требуется подготовка только извещения и проекта контракта);
  • прозрачность при выборе победителя (заявки нужно оценивать по одному критерию: по цене);
  • короткие сроки процедуры: 4-7 дней занимает процесс приема заявок, еще один день отводится на оценку заявок и 7 дней – на подписание контракта .

Для поставщиков преимуществами являются:

  1. Отсутствие требований к срокам регистрации компании.
  2. Отсутствие требований об обеспечении заявки.
  3. Прозрачная система оценок заявок.

Недостатками закупочной процедуры в бумажной форме являются подготовка и отправка заявки (нужно распечатать и подписать документы, отправить их в конверте почтой); из-за длительной пересылки заявки на участие не всегда удается отправить ее лично или с помощью курьерской службы.

Этапы проведения запроса котировок

Чтобы упростить восприятие процедуры проведения запроса котировок по 44-ФЗ разобьем его на 10 этапов.

  1. Извещение о закупке, если речь идет о сумме до 500 тысяч рублей, размещается в общем доступе за 7 рабочих дней или более до истечения срока подачи заявок. В случае, если сумма закупки не превышает четверть миллиона, допустимый срок публикации сокращается до 4 рабочих дней.
  2. В обоих случаях вместе с извещением публикуется проект контракта, ради заключения которого проводится данный тендер. По закону извещение должно оставаться в свободном бесплатном доступе до окончания срока подачи заявок.
  3. Разместив извещение, заказчик имеет право запросить котировки не менее, чем у 3-х лиц или компаний, занимающихся предоставлением необходимых товаров или услуг.
  4. Опубликования извещения не требуется, когда процедура проводится организациями, осуществляющими свою деятельность на территории иностранных государств. В этом случае заказчик просто запрашивает стоимость товаров не менее, чем у трех потенциальных подрядчиков. Цена контракта в этом случае также может быть любой.
  5. Особые правила действуют также в отношении проведения запроса котировок по 44-ФЗ для приобретения всего необходимого для оказания скорой и скорой специализированной помощи в экстренной или неотложной форме, или для поддержания нормального жизнеобеспечения:
    — запрос котировок 44-ФЗ может быть проведен для закупок продовольствия и средств скорой медицинской помощи, топлива и других товаров, необходимых для создания нормальных условий жизни, превышая порог в полмиллиона рублей, в некоторых ситуациях:
    • если был подан иск о расторжении контракта в связи с его неисполнением и иск был удовлетворен;
    • если контролирующий орган сферы закупок предписал отменить результаты конкурса или аукциона и вынес решение провести поиск подрядчика путем запроса котировок; основанием принятия решения в этом случае может быть заявление заказчика, которое необходимо подать не позднее, чем через десять дней с даты выдачи вышеуказанного предписания;
    • если заключенный контракт расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке;
    — во всех этих ситуациях контракт заключается на срок, необходимый для проведения конкурса или аукциона и соответственно на количество товара, необходимое для обеспечения жизнедеятельности людей в этот период.
  6. Все заявки на участие в запросе котировок, поданные в срок, должны быть зарегистрированы. Нельзя отказать в регистрации заявки только на основании отсутствия на конверте сведений о лице, подавшем ее. Требовать эту информацию по закону тоже нельзя.
  7. Заказчик обеспечивает конфиденциальность поданной информации вплоть до открытия доступа к ней.
  8. В случае, если подана одна котировочная заявка по 44 ФЗ, закупка может быть признана несостоявшйся.
  9. Получение доступа к заявкам происходит во время и в месте, которое указано в извещении. Все, кто подал заявку на участие, имеют право присутствовать при этом, о возможности чего должен позаботиться заказчик. Также в его обязанности входит организация аудиозаписи открытия доступа к информации, содержащейся в заявках.
  10. Котировочная комиссия может отклонить заявки не подходящие под условия, заявленные в извещении. К таким случаям можно отнести превышение предложенной ценой максимальной цены контракта.

Основания для отклонения заявки

В назначенный день заказчик вскрывает все конверты, поданные на участие в запросе котировок, одновременно. Участники могут присутствовать при этой процедуре.

Доступ для заказчика к электронным заявкам открывается одновременно в указанный в извещении срок. Электронные заявки рассматриваются на следующий день после окончания срока передачи заявок.

Протокол по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок заказчик размещает в ЕИС, а копия протокола направляется победителю.

Закупочная комиссия заказчика вправе отклонить заявки на участие только по веским основаниям. В их числе такие:

  1. Несвоевременное поступление заявки.
  2. Отсутствие в заявке обязательной информации.
  3. Внесение предложения по цене, превышающее НМЦ.
  4. Поставщик не является субъектом малого предпринимательства, а закупка предполагала участие компаний только из этих категорий.
  5. Поставщиком были направлены две крупные заявки на участие без отзыва старых.

Заказчик обязан проинформировать поставщика об отклонении заявки на участие в письменной форме с указанием на основание отклонения (причину, по которой можно считать заявку не соответствующей требованиям закона и закупки). Если требования заказчика об отклонении были обоснованы, то участник уже не сможет подать новую заявку. Остается учесть замечания и постараться не допустить ошибок в следующих закупках.

Заказчик не может отклонить заявку по причине отсутствия в ней сведений, которые не перечислены в ст. 73 44-ФЗ, например, отсутствие сведений об участнике на конверте, подача заявки по произвольной форме (нерекомендованной), неуказание цены единицы товара, невключение в заявку декларации соответствия по ст. 31 44-ФЗ.

В случае нарушения заказчиком требований 44-ФЗ и при необоснованном отказе участнику тот может отправить на заказчика жалобу в ФАС. На обжалование результатов закупки участнику дается 5 дней после публикации итогового протокола по ч. 3 ст. 105 44-ФЗ. На основании проверки ФАС вправе отложить или отменить подписание госконтракта. Именно поэтому государственный контракт по результатам запроса котировок желательно подписывать не ранее, чем через 10 дней после оформления итогового протокола.

Но по нормам законодательства о контрактной системе контракт подписывается не ранее, чем через 7 дней и не позднее 20 дней после размещения протокола рассмотрения заявок. В случае если победитель не подписал контракт в положенные сроки, то он признается уклонившимся и заказчику дают право требования компенсации убытков. Уклонившийся участник попадает в РНП, и доступ для дальнейшего участия в закупках для него блокируется на два года.

При уклонении победителя от подписания контракта такая обязанность переходит к участнику, который занял второе место. Запрос котировок – это единственная закупка, при которой второй участник также обязан подписать контракт.

Таким образом, для участия в запросе котировок участники подают заявки в запечатанных конвертах или в электронном формате. На основании поданных заявок в дальнейшем определяют победителя закупки.

Какие сведения должна содержать

В котировочной заявке должна содержаться такая информация:

  1. Сведения об участнике закупки: для юрлица – наименование, местонахождение, банковские реквизиты, ФИО контактного лица, для физлиц – ФИО, место жительства и банковские реквизиты.
  2. ИНН учредителей, а также лица, которое исполняет функции единоличного (коллегиального) исполнительного органа участника запроса котировок.
  3. Декларация о принадлежности участника к субъектам СМП, социально ориентированным НКО (если такое требование предусмотрено условием закупки).
  4. Согласие участника закупки исполнить условия контракта.
  5. Наименование и характеристики товара, который предполагается поставить.
  6. Оригиналы или заверенные копии документов, которые подтверждают соответствие товара определенным условиям, запретам и ограничениям в рамках госзакупки.
  7. Предлагаемая участниками цена контракта.

Сведения, которые должна содержать электронная котировочная заявка, аналогичны. Но сюда дополнительно включаются декларации:

  1. О принадлежности к СМП и социально ориентированным НКО.
  2. О получении преимуществ в качестве УФСИН или организации инвалидов.
  3. О соответствии товаров единым требованиям.
Такие декларации предоставляются участниками с помощью функционала ЭТП: им достаточно поставить галочки в соответствующих полях.

Таким образом, ФЗ-44 указывает на некоторые обязательные пункты, которые необходимо включать в извещение. При этом структура заявки законодательно не регламентирована, и заказчик вправе включать в нее дополнительные сведения по своему усмотрению.

Как организовать электронный запрос котировок по 223-ФЗ

Разберем порядок проведения запроса котировок в электронной форме по 223-ФЗ. ЭЗК в рамках закона № 223 проводится в соответствии с ч. 3, 3.1 ст. 3 данного нормативного акта. Возможность его проведения заказчику необходимо прописать в положении о закупках. Также учреждению, организовывающему заказ, нужно свериться с перечнем товаров, работ и услуг, закупать которые можно только электронно (ч. 4 ст. 3 закона № 223, ПП РФ № 616 от 21.06.2012).

Сведения о предстоящем электронном запросе котировок надлежит включить в план закупок, опубликованный в ЕИС.

Так же, как и по нормам ФКС, при осуществлении процедуры в рамках закона «О закупках товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц» документацию разрабатывать не нужно, достаточно корректно заполнить извещение и подготовить проект контракта.

Запрос котировок в электронной форме через ЕИС осуществляется аналогично заказу в рамках закона № 44: сначала заказчик готовит извещение и проект контракта, а затем публикует их в ЕИС не позднее 5 рабочих дней до срока вскрытия заявок. После завершения приема ценовых предложений от поставщиков заказчик рассматривает документы, выявляет победителя и размещает в ЕИС необходимые протоколы (ч. 13, 14 ст. 3.2 закона № 223). В результате проведения процедуры заключается договор с победителем (ч. 15 ст. 3.2).

В том случае, если заказчик привел свое положение о закупке в соответствие с требованиями закона № 223 (ч. 3 ст. 4 505-ФЗ), он должен проводить процедуру с субъектами МСП только на тех площадках, которые утверждены РП РФ № 1447-р от 12.07.2018.

Когда проводится запрос котировок в бумажном виде

Порядок применения электронной процедуры не распространяется на следующие категории закупок:

  • заказы организаций, осуществляющих свою деятельность на территории иностранных государств;
  • оказание скорой (в т. ч. специализированной) медпомощи;
  • госзаказ в целях оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий ЧС.

Ввиду наличия «рамочных» отношений и индивидуальных требований коммерческого заказчика, участие в запросах котировок по 223-ФЗ может быть значительно сложнее по предоставляемой информации об участнике.

Публикация извещения о проведении запроса котировок

Первым этапом в запросе котировок являются подготовка документации (а именно контракта) и публикация извещения о предстоящем запросе. В опубликованном извещении в обязательном порядке должны содержаться:

  1. Сведения о заказчике, заключаемом контракте и требования к участникам. К необходимым для публикации сведениям относят: наименование, местонахождение, почтовый адрес и контакты ответственного лица; условия контракта в тезисной форме: описание предмета закупки, данные о количестве и адресе доставки товара, месте выполнения работы и оказания услуги и пр.; код закупки; установленные ограничения в выборе поставщиков; условия подачи заявок на участие в котировках; обоснование цены контракта; информация о необходимом обеспечении или его отсутствии; перечень необходимых документов, требования об отсутствии сведений об организации в реестре.
  2. Форма подачи заявки на участие в запросе котировок.
  3. Информация о месте вскрытия конвертов и времени открытия доступа к торгам.
  4. Сведения об организации, ответственной за заключение контракта по результатам запроса котировок, а также о механизме подписания контракта при уклонении компании с самым выгодным предложением от подписания контракта.
  5. Условия, при которых допускается односторонний отказ от контракта.
  6. Преимущества, которые предоставляются поставщикам (например, для субъектов малого предпринимательства, сообщества инвалидов, учреждений уголовно-исполнительной системы и пр.).
  7. Приложенный проект контракта.

Как разработать документы

Для того чтобы провести электронный запрос котировок, необходимо подготовить:

  • извещение;
  • проект контракта.

Извещение подаётся в установленной форме с обязательным указанием следующей информации:

  • адрес той электронной торговой площадки, на которой будут проводиться торги;
  • цена контракта и её экономическое обоснование;
  • календарная дата, когда прекращается приём заявок на участие;
  • календарная дата проведения оценок поданных заявок;
  • календарная дата выбора победителя;
  • реквизиты предприятия и подробная информация о контрактном управляющем;
  • подробное описание объекта предстоящей сделки;
  • требования, которые заказчик предъявляет к потенциальным поставщикам, и которым они должны соответствовать.

Важно! Заказчик не имеет права указывать в извещении требование о предоставлении копии лицензии.

После того как будет готово извещение, необходимо заняться разработкой проекта контракта. Он должен быть составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства (ГК РФ и НК РФ), а также соответствовать требованиям самого заказчика. Он составляется по аналогии с обычным гражданско-правовым договором. Поэтому он должен содержать в себе существенные и дополнительные условия.

К существенным относятся те условия, без которых контракт не может быть исполнен. Отсутствие этих условий приведёт к тому, что он будет признан недействительным. Дополнительные условия могут быть включены в «тело» по договорённости между сторонами. В ст. 34 и ст. 95 Закона № 44-ФЗ сказано, что в проекте госконтракта необходимо отразить:

  • порядок его исполнения;
  • ответственность каждой стороны за неисполнение взятых на себя обязанностей;
  • возможность изменения прописанных ранее условий по договорённости сторон.

Важно! Необходимо прописать, что цена контракта остаётся неизменной на протяжении всего срока сотрудничества.

Проект контракта должен быть составлен на основании извещения. Поэтому в нём указываются те же данные, что и в первичном документе.

Действия заказчика

Для того чтобы провести процедуру в законном порядке, заказчику необходимо размесить на электронной площадке сведения о том, что будет проведен запрос котировок в электронном виде. К извещению необходимо приложить актуальные сведения по будущим закупкам. В ст. 82. 2 Закона № 44-ФЗ сказано, что сделать это необходимо не менее чем за 5 рабочих дней до того момента, как будет установлено окончание подачи предложений.

Публикуемое извещение должно быть обязательно подкреплено проектом будущего контракта. У заказчика есть право провести отмену запроса котировок и внести правки в закупочную информацию. Но делать это может не позднее, чем за 2 рабочих дня до календарной даты, когда прекратится приём предложений.

Какие данные должны быть указаны в котировочной заявке?

В соответствии с требованиями части 3 статьи 37 Закона 44-ФЗ в котировочной заявке помимо реквизитов участника должны быть указаны следующие данные:

  • согласие участника закупки исполнить условия контракта, указанные в официальном извещении о запросе котировок;
  • наименование и основные характеристики поставляемой продукции;
  • ценовое предложение;
  • ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа или представителя единоличного исполнительного органа.

Когда процедура ЗКЭФ признается несостоявшейся

Заказчик обязан продлить срок подачи заявок на участие в ЗКЭФ на 4 рабочих дня (в одном из перечисленных случаев), если:

  • не поступило ни одной заявки;
  • подана только одна заявка;
  • все заявки не соответствуют требованиям;
  • только одна заявка соответствует требованиям.

После того, как срок был продлен, участник вправе повторно отправить заявку на участие в запросе котировок.

Если не поступило ни одной заявки, отклонены все заявки или участник, признанный победителем по ч.14 ст.83.2 44-ФЗ после уклонения победителя от заключения контракта, уклонился или отказался от заключения контракта, организатор вносит соответствующие изменения в план-график закупок и может провести новую закупку.

Запрос котировок в электронном формате

Запрос котировок в бумажной форме проводится сегодня в исключительных ситуациях. Приоритет при проведении запроса котировок принадлежит электронным закупкам. С июля 2018 года у заказчиков появилась возможность проводить закупки в электронном формате, а с 2019 года – это является их обязанностью. Но есть определенные частные случаи, когда допустим бумажный формат. Это:

  • заказы организаций, которые работают на территории иностранных государств
  • оказание скорой и специализированной медицинской помощи
  • государственный заказ для оказания гуманитарной помощи и последствий ликвидации ЧС.

Запрос котировок в электронном формате – это разновидность запроса котировок, который проводится исключительно на электронной торговой площадке. От всех участников требуется получение электронной подписи и прохождение регистрации в ЕИС. Саму электронную торговую площадку для проведения запроса котировок выбирает заказчик по своему усмотрению, но из тех, которые были утверждены Правительством.

Для принятия в электронном запросе котировок в 2020 году заказчики должны пройти аккредитацию в ЕИС, так как старый порядок регистрации на каждой торговой площадке по отдельности утратил силу.

Для запроса котировок в электронной форме справедливы все преимущества стандартной бумажной формы, а также дополнительные плюсы, которые обусловлены его электронным форматом. Это минимальное время на проведение, максимальная прозрачность закупки и отсутствие территориальных ограничений для участия.

Требования к проведению электронного запроса предложений и установленные лимиты те же, что и при бумажной форме. Этапы проведения закупки следующие:

  1. Публикация извещения и проекта контракта. В извещении делается акцент на том, что закупка будет проходить в электронном формате.
  2. Прием заявок на участие.
  3. Этап оценки заявок и выбора победителя по критерию самой низкой цены.
  4. Формирование и размещение итогового протокола.
  5. Подписание контракта с победителем.

Содержание закупочной документации для участия в запросе котировок в электронном виде аналогично тому, которое формируется при бумажной закупке. Но дополнительно указывается адрес электронной торговой площадки для проведения закупки.

При проведении закупки в электронном виде заказчик размещает извещение о ней как минимум за 5 рабочих дней до истечения срока подачи заявок. Сроки размещения при этом не зависят от НМЦК, как при бумажной версии.

Заявка на участие должна быть подписана ЭЦП и направлена оператору электронной площадки посредством функционала ЭТП. В данном случае участник наделен правом отозвать свою заявку до даты окончания подачи заявок на участие. Об этом ему следует оповестить оператора.

Заявка на участие в запросе котировок в электронном формате по нормам ч. 9 ст. 82.3 44-ФЗ должна содержать:

  1. Официальное согласие участника на поставку товаров, выполнение работы или оказание услуг на условиях извещения.
  2. При закупках товара, работ и услуг, которые предполагают использование товара: документы по ст. 14 44-ФЗ, конкретные показатели товара с указанием на товарный знак.
  3. Наименование компании, ФИО физлица, ИНН физлица и учредителей.
  4. Декларация о соответствии участника требованиям 44-ФЗ (п. 1, 3-9 ст. 31), а также подтверждающая его права на преимущества по ст. 28, 29 или ст. 30 44-ФЗ предоставляется с использованием функционала ЭТП.

Иные документы и сведения от участника не требуются, и заказчик запрашивать их не вправе.

Причинами отклонения заявки на участие могут стать непредставление всех необходимых документов, недостоверные сведения, несоответствие информации требованиям извещения.

После поступления заявки на участие в закупке оператор ЭТП присваивает ей личный идентификационный номер.

После того как сроки приема заявок на участие истекли, то оператор должен направить заказчику все поданные им заявки, информацию и поступившие электронные документы от участников.

Затем у закупочной комиссии будет один рабочий день на рассмотрение и оценку всех поступивших котировок. По результатам комиссия формирует протокол рассмотрения заявок на участие и направляет его оператору электронной торговой площадки.

Оператор электронной площадки должен присвоить каждой котировке, одобренной заказчиком, свой порядковый номер по возрастанию цены. Формирование протокола рассмотрения и оценки заявок и размещение его в ЕИС – это ответственность оператора ЭТП.

Особенностью электронной формы запроса котировок является то, что заказчику неизвестны ценовые предложения участников. Ранжированием предложений по степени выгоды занимается оператор ЭТП.

Отличается электронная версия запроса котировок и по срокам подписания контракта. В течение 5 дней после подведения итогов заказчик должен разместить в ЕИС проект госконтракта без своей подписи. У победителя закупки будет пять дней на его подписание и размещение на ЭТП документа, подтверждающего внесение обеспечения исполнения контракта. Также в электронной версии закупки предусмотрено право участника на формирование протокола разногласий к контракту (в бумажной закупке это не предусмотрено). У заказчика есть три дня на подписание контракта после того, как это сделает победитель.

Если победитель уклонится от подписания контракта, то заказчик вправе обратиться с предложением к участнику, который стал вторым. При этом при электронной закупке второй участник может отказаться от подписания контракта без каких-либо негативных последствий, таких, как включение в РНП или взыскание убытков.

Плюсы и минусы

В качестве способа определения поставщика котировочный запрос обладает как минимум тремя неоспоримыми преимуществами:

  • простотой (отсутствием необходимости разрабатывать закупочную документацию и продумывать критерии оценки предложений, так как единственным критерием является стоимость контракта);
  • скоростью (до семи рабочих дней на прием заявок, при этом вскрытие, рассмотрение и сопоставление заявок производится в течение одного дня);
  • минимальным комплектом документов (лицензии, допуски СРО и другие сопутствующие документы к заявке не прикладываются).

В то же время к недостаткам запроса котировок можно отнести незначительную экономию средств для организатора закупки.

Чем отличается запрос котировок от запроса предложений?

Основными отличиями котировочного запроса от запроса предложений являются:

  • механизм определения победившего участника (при котировочном запросе основным критерием является предложенная цена, в то время как при запросе предложений во внимание берутся наиболее привлекательные условия исполнения контракта);
  • типы закупок, которые могут быть осуществлены посредством запроса (при котировочном запросе основным условием является стоимость контракта, которая не должна превышать полумиллиона рублей, а общий годовой объем при этом – 10 процентов от общего объема, предусмотренного планом-графиком; в то же время случаи, при которых допускается проведение запроса предложений, строго регламентированы на законодательном уровне);
  • состав документов (при запросе котировок Заказчик должен разместить в ЕИС извещение и проект контракта, в то время как при запросе предложений необходимо добавить еще и документацию, определенную требованиями части 6 статьи 83 44-ФЗ);
  • внесение корректировок или отмена закупки (запрос котировок, в отличие от запроса предложений, не позволяет осуществлять данные действия);
  • срок подачи и сопоставления заявок, окончательное предложение (при запросе котировок срок подачи заявок может колебаться от 4 до 7 дней, а после вскрытия конвертов победитель определяется в течение одного дня; однако при запросе предложений все допущенные участники предоставляют Заказчику окончательные предложения, после чего комиссии потребуется еще один день для определения и объявления победителя).

Котировочная комиссия 44-ФЗ: сколько человек

Согласно 44-ФЗ минимальное количество членов котировочной комиссии составляет 3 человека.

Закупки, которые можно провести запросом котировок

Заказчик вправе использовать запрос котировок в качестве способа определения поставщика при условии, что максимальная стоимость контракта не превышает полумиллиона рублей, а годовой объем закупок, осуществляемых данным способом, не превышает 10 процентов совокупного ежегодного объема закупок Заказчика и 100 миллионов рублей (статья 72 44-ФЗ).

Признание запроса котировок несостоявшимся

На участие в закупках может быть подана всего одна заявка. От этого никто не застрахован. Согласно положениям Закона № 44-ФЗ, в данном случае контракт будет подписан с этим единственным участником.

Но, если котировочной комиссией отклоняются одна за одной заявки на участие по причине несоответствия условиям, то срок их подачи может быть продлён еще на 4 рабочих дня. По итогам поданных предложений снова проводится проверка на соответствие.

Если остаётся только один кандидат на роль подрядчика, с ним и будет заключён контракт. Если же опять все заявки отклонены, то заказчик меняет график-план и снова осуществляет подачу извещения.

В зависимости от того, по какой причине закупка не состоялась, у заказчика есть 2 варианта развития событий:

  • провести новую закупку;
  • заключить контракт с единственным поставщиком.

При повторной закупке все условия контракта остаются прежними. Может быть поменяна первоначальная цена, но не более чем на 10%. Срок исполнения также ставится иной.

Бывают ситуации, когда необходимо провести отмену запроса котировок. Каждый заказчик должен знать, как это сделать. Сделать это можно не позднее чем за 2 дня до того срока, который прописан в извещении. Своё решение заказчик должен выпустить так, чтобы были уведомлены все заявители. В течение суток после оповещения потенциальных участников, он должен опубликовать новый план-график.

Запрос котировок в электронной форме

Обновленный закон 44-ФЗ вводит возможность с 1 июля 2018 года проведения запроса котировок в электронной форме. А с 1 января 2019 года – заказчики будут обязаны осуществлять закупки по 44-ФЗ на электронных площадках.

Параграф § 3.1 44-ФЗ устанавливает полный перечень требований к процедуре запроса котировок в электронной форме. Основными моментами можно выделить:

  1. Извещение о проведении закупки должно быть опубликовано не менее, чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок.
  2. Внесение изменений в извещение возможно не позднее 2-х дней до окончания подачи заявок.
  3. Продление сроков подачи заявок таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания подачи заявок было не менее 5 дней.

Заявка на участие в запросе котировок

Участник вправе подать заявку в любое время с момента размещения извещения о его проведении и до предусмотренных извещением даты и времени окончания срока подачи заявок. В случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок на участие.

Заявка на участие в запросе котировок должна содержать следующие данные и документы:

  1. Наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты;

  2. согласие участника на выполнение условий, указанных в извещении;

  3. ключевой момент – стоимость, которую предлагает потенциальный исполнитель;

  4. документы, в которых подтверждается право на получение преимуществ;

  5. ИНН учредителей, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа (обычно, это Генеральный директор);

  6. документы, подтверждающие принадлежность участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае, если такое ограничение установлено Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок.

  7. в случае установления Заказчиком каких-либо условий допуска или запрет допуска товаров или услуг (например, на товары иностранного происхождения): документы, подтверждающие соответствие товаров этим условиям (лицензии, сертификаты, свидетельства).

Согласно п. 4 ст. 73 ФЗ-44, это исчерпывающий список документов и информации, который Заказчик имеет права требовать от участника.

44-ФЗ не устанавливает строгий образец котировочной заявки участника, однако заказчик обязан указать в извещении примерную форму такой заявки.

Вообще, порядок проведения запроса котировок по 44-ФЗ максимально упрощен и образец протокола, также как образец заполнения заявки, на данный момент, не предусмотрен.

Отмена запроса котировок

Отмена запроса котировок – это процедура по прекращению проведения закупки через получение и оценку котировок. Закон о контрактной системе допускает отмену запроса котировок.

На основании ст. 36 44-ФЗ электронный запрос котировок допускается прекратить не позднее, чем за 2 дня до окончания периода подачи заявок, а при возникновении обстоятельств непреодолимой силы – в любое время до подписания контракта. В эти же сроки допускается скорректировать закупочную документацию.

Понятие непреодолимой силы закрепляется в Гражданском кодексе. Под общепринятым определением непреодолимой силы понимают такие случаи, которые указывают на чрезвычайность и непредотвратимость. Возникновение подобных обстоятельств невозможно предусмотреть на этапе планирования закупки.

Свое решение об отмене запроса котировок заказчик обязан оформить в письменной форме и разместить его в ЕИС незамедлительно. Начиная с даты размещения запроса котировок, заказчик лишается права на вскрытие конвертов с заявками. Стоит обратить внимание, что если отмена закупки была связана с обстоятельствами непреодолимой силы, то прилагается письменное обоснование.

Необходимо уведомить участников о прекращении электронного запроса котировок, сроки отправки уведомления – не позднее дня принятия решения об отказе от закупочной процедуры.

Для оповещения участников заказчику следует использовать один из следующих способов отправки уведомлений: заказным письмом, через факсимильное сообщение, в электронной форме.

Для отмены запроса котировок в электронном виде пользователю нужно перейти в реестр закупок в личном кабинете. В меню «Документы закупки» нужно выбрать форму для отмены закупки по решению заказчика. По результатам автоматически формируется извещение, отменяющее запрос котировок.

Формирование протокола запроса котировок и подписание контракта

По итогам обработки поступивших котировок по нормам ФЗ-44 составляется протокол. Он не имеет определенных требований к структуре, но необходимые пункты, которые содержат протоколы, прописаны в п. 8 ст. 78 44-ФЗ.

В протоколе прописываются данные заказчика, информация обо всех поступивших заявках (в т. ч. с теми, которые были отклонены с указанием причин отклонения). Протокол подписывается всеми участниками комиссии и размещается для открытого ознакомления.

Согласно п. 7 ст. 78, комиссия может отклонить заявки по следующим причинам:

  • если они не соответствуют требованиям, указанным в извещении;
  • если предложенная цена превышает максимальную
  • участником не предоставлены необходимые сведения
  • участник не передал необходимые документы и информацию.

Отклонение заявок по иным причинам, которые не перечислены в ФЗ-44, не допускается.

Организатор запроса котировок должен составить минимум два экземпляра протокола: один передается заказчику, второй – победителю конкурса, предложившему самую низкую цену.

По результатам торгов исполнитель обязан подписать контракт в установленные сроки, которые указаны в извещении. Срок подписания контракта через запрос котировок установлен ФЗ-44 следующим образом: не ранее, чем за семь дней с момента размещения протокола и проведения оценки поданных заявок, но не позднее 12 дней после подписания протокола.

При заключении контракта с нарушением установленных сроков исполнитель считается уклонившимся, и контракт может быть заключен с участником, который предложил такую же или большую цену.

По ч. 2 ст. 96 ФЗ-44 заказчик может требовать обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ при участии компании в запросе котировок. Оно должно быть внесено в установленные временные рамки. Обеспечение может быть внесено как реальными денежными средствами, так и банковской гарантией.

Если победитель запроса не предоставил заказчику в установленные сроки не только подписанный контракт, но и необходимые документы (например, выписку из ЕГРЮЛ, нотариально заверенный перевод документов и пр.), то он считается уклонившимся от подписания договора (по п. 11 ст. 78 ФЗ-44).

Если в результате запроса котировок была получена единственная заявка, то определение подрядчика признается несостоявшимся и контракт подписывается с единственным претендентом.

Если заявки не поступили либо все были отклонены, то срок приема котировок может быть продлен на 4 рабочих дня.

Заключение контракта по результатам запроса котировок 44-ФЗ

Исполнитель, выбранный по итогам, должен подписать контракт в срок, оговоренный в извещении.

44 ФЗ определяет срок подписания контракта по запросу котировок: он должен быть заключен не ранее, чем через 7 дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее, чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола.

Если заключение контракта по результатам запроса котировок 44-ФЗ не состоялось в срок, то исполнитель признается уклонившимся, а заказчик получает право подать иск для возмещения издержек. Контракт же заключается с участником, предложившим такую же или следующую цену.

Подписание контракта можно отложить, на срок чуть более четырех недель, но только в случае возникновения особых обстоятельств или наличия актов суда. В таких случаях необходимо уведомить партнера о невозможности заключения контракта в течение дня, а в случае отмены актов или исчезновения обстоятельств сообщить об этом на следующей день.

Согласно ч. 2, ст. 96 44-ФЗ заказчик вправе потребовать обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ в запросе котировок.

Об этом он должен сообщить в извещении или в проекте контракта. В таком случае победитель закупки должен внести обеспечение на счет заказчика до подписания договора. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ при запросе котировок может вноситься как личными денежными средствами, так и банковской гарантией.

Сроки хранения документации

По окончании запроса котировок вся документация по закупке должна быть передана заказчиком на хранение, а не уничтожена. Речь идет о документации по запросу котировок в письменном и электронном видах: протоколах, журнале регистрации заявок на участие, аудиозаписях и пр.

Документация может потребоваться на случай проверок или возникновения споров. При этом в самом 44-ФЗ не урегулирован вопрос, сколько подлежит хранить такие документы. Заказчику следует ориентироваться на положения Приказа Минкультуры №558.

Таким образом, запрос котировок представляет собой способ размещения заказа, при котором побеждает участник, предложивший самую низкую цену. Другие критерии отбора поставщика не применяются. Запрос котировок применяют в закупках с НМЦК в пределах 500 тыс. р. Годовой объем закупок, который проводится через запрос котировок, у одного заказчика должен находиться в пределах 10% от СГОЗ. Различают бумажные и электронные запросы котировок. Последнему способу закупок сегодня принадлежит приоритет, а стандартная бумажная форма применяется крайне редко. Заказчик имеет право отменить запрос котировок не позднее, чем за 2 рабочих дня до календарной даты, когда предполагается окончание приема заявок.

Говоря о запросе котировок в электронной форме, 44-ФЗ дает четкие сроки, о которых необходимо знать каждому поставщику. Эти сроки касаются участника, заказчика и оператора ЭТП. Все сроки, связанные с участием в ЗКЭФ собраны в таблице:

Этап Срок Ссылка на 44-ФЗ
Публикация в ЕИС извещения о проведении запроса котировок и проекта контракта Не менее, чем за 5 рабочих дней до окончания срока подачи заявок на участие в процедуре ч.1 ст.82.2
Внесение корректировок в извещение Не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок ч.4 ст.82.2
Публикация в ЕИС сведений о внесенных корректировках в документацию В течение 1 рабочего дня с момента внесения корректировок ч.4 ст.82.2
Продление срока подачи заявок Срок продлевается таким образом, чтобы до даты окончания этапа подачи предложений оставалось не менее 5-ти рабочих дней ч.4 ст.82.2
Подтверждение оператором ЭТП получения заявки от участника В течение часа с момента получения ч.5 ст.82.3
Возврат заявки участнику, если она не соответствует установленным требованиям В течение часа с момента передачи предложения участника на ЭТП ч.6 ст.82.3
Отзыв заявки участником Не позднее даты и времени окончания срока подачи предложений ч.12 ст.82.3
Передача всех полученных заявок заказчику В течение часа с даты и времени окончания срока подачи заявок ч.11 ст.82.3
Рассмотрение полученных заявок комиссией заказчика В течение 1 рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи предложений на участие в запросе котировок ч.1 ст. 82.4
Составление и подписание комиссией итогового протокола оценки заявок Не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок ч.5 ст.82.4
Публикация итогового протокола на ЭТП Не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок ч.6 ст.82.4
Если запрос котировок признается не состоявшимся по основаниям ч.14 ст.82.3 или ч.9 ст. 82.4, то срок подачи заявок продлевается На 4 рабочих дня ч.1 ст.82.6
Публикация заказчиком на ЭТП проекта контракта без своей подписи В течение 5-ти дней с момента публикации итогового протокола закупки ч.2 ст.83.2
Подписание проекта контракта победителем электронного запроса котировок В течение 5-ти дней с даты размещения на ЭТП проекта контракта без подписи заказчика ч.3 ст.83.2
Подготовка и публикация выигравшим закупку участником протокола разногласий В течение 5-ти дней с момента публикации заказчиком проекта контракта ч.4 ст.83.2
Ответ заказчика на протокол разногласий В течение 3-х дней с момента размещения победителем протокола разногласий ч.5 ст.83.2
Подписание контракта победителем после рассмотрения заказчиком протокола разногласий В течение 3-х рабочих дней с даты размещения ответа на протокол разногласий ч.6 ст.83.2
Подписание договора заказчиком В течение 3-х рабочих дней с момента подписания контракта победителем запроса котировок ч.7 ст.83.2
Общий срок заключения договора Не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки ч.9 ст.83.2

Несостоявшийся запрос котировок по 44-ФЗ

Если подана одна заявка на участие в запросе котировок по 44-ФЗ, то считается, что определение подрядчика не состоялось и контракт подписывается с тем претендентом, который есть.

Если комиссией отклоняются все варианты, то срок подачи котировочных заявок по 44-ФЗ может быть продлен на 4 рабочих дня, о чем должно быть сообщено в извещении в течение одного рабочего дня. Если в результате появляется только один претендент, чье предложение подходит под условия извещения, то он признается победителем. Если даже после продления периода приема — заявок нет, заказчик меняет план-график и снова осуществляет закупку.

Подведение итогов

После того как истечёт срок, указанный в извещении, котировочная комиссия должна проверить все поданные заявки на соответствие. По итогам проверок часть заявок может быть отклонена. Заявители оповещаются об этом незамедлительно.

Те заявки, которые отвечают всем требованиям, прописанным в извещении, допускаются к закупке. Рассмотрение и оценка всех поданных документов должна произойти в течение 1 рабочего дня после истечение срока подачи. По итогам котировочная комиссия принимает решение о том, что определённые заявки могут принимать участие в запросе котировок. Если нет соответствия заявленным требованиям, также издаётся письменное решение.

Комиссия может отклонить заявку в запросе котировок, если:

  • представлены не все документы или не вся информация, которая требуется для участия в закупках;
  • выявлено несоответствие между заявленной информацией и фактической.

Подведение итогов происходит посредством формирования протокола запроса котировок. Он подписывается всеми членами котировочной комиссии, которые присутствовали при рассмотрении и подведении итогов. Сделать это необходимо в тот же день, когда производятся итоговые мероприятия. Протокол составляется по унифицированной форме и должен содержать в себе следующую информацию:

  • о том, когда, где и в какое время были рассмотрены заявки;
  • реквизиты каждого поданного обращения;
  • все данные о том, какие заявление были отклонены, их точное количество, причины отклонения;
  • решение по каждой заявке.

Источники

  • https://pravo.team/zakupki/44/zapros-kotirovok.html
  • https://gosuchetnik.ru/goszakupki/kak-gramotno-rassmotret-zayavki-na-zaprose-kotirovok
  • https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/zapros-kotirovok-v-elektronnoj-forme-po-44-fz.html
  • https://pravo.team/zakupki/44/kotirovochnaya-zayavka.html
  • https://tender-rus.ru/vopros-otvet/44-fz/zapros-kotirovok-po-44-fz-specifika-metoda
  • https://BusinessMan.ru/chto-takoe-zapros-kotirovok-forma-zaprosa-kotirovok.html
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/kotirovocnaa-zaavka.html
  • https://goskontract.ru/tender/zapros-kotirovok-po-44fz-i-223fz
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/zapros-kotirovok.html
  • https://urist-bogatyr.ru/article-item/chto-takoe-kotirovka/
  • https://specworkgid.ru/zakupki-i-tendery/zapros-kotirovok-po-44-fz.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: