Запрос предложений в электронной форме по 44-ФЗ

Содержание
  1. Основания для проведения электронного запроса предложений
  2. Понятие запроса предложений
  3. Законодательное регулирование запроса предложений
  4. Случаи проведения запроса предложений
  5. Подготовка документов
  6. Предмет регулирования
  7. Направление приглашений
  8. Сроки проведения запроса предложений
  9. Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта при проведении запроса предложений
  10. Этапы закупки и связь с другими статьями
  11. Составление заявки на электронный запрос предложений
  12. Открытый запрос предложений
  13. Порядок проведения запроса предложений по 44-ФЗ
  14. Направляем приглашения
  15. Сроки проведения и разъяснения по ходу закупки
  16. Извещение о проведении запроса предложений должно содержать следующую информацию
  17. Рассмотрение поступивших заявок
  18. Отмена запроса предложений
  19. Внесение изменений в извещение о проведении запроса предложений
  20. Подготовка документации и публикация извещения
  21. Рассматриваем окончательные предложения участников
  22. Причины признания запроса предложений в электронной форме несостоявшимся, и действия заказчика в этом случае
  23. Чем запрос предложений отличается от других видов закупок?
  24. Отличие запроса предложений от других закупочных процедур
  25. Размещаем протоколы
  26. Критерии оценки заявок при проведении запроса предложений
  27. Оформление протокола проведения и выписки
  28. Заключение контракта по результатам проведения запроса предложений
  29. Составляем итоговый протокол
  30. Подача заявок
  31. Рассмотрение окончательных предложений участников
  32. Подписание контракта

Основания для проведения электронного запроса предложений

Весь алгоритм организации и проведения запроса предложений в электронной форме подробно описан в 44-ФЗ. Согласно ст.83.1 данное закупочное мероприятие начинается с размещения извещения в ЕИС. Побеждает участник, который подал выгодное для заказчика ценовое предложение.

Заказчики проводят запрос предложений в ЭФ в соответствии с ч.2 ст.83.1 44-ФЗ, когда нужно приобрести следующие категории товаров/работ/услуг:

  • спортивные товары (инвентарь, оборудование, экипировку), необходимые для подготовки и дальнейшего участия сборных команд Российской Федерации в Олимпиаде, Паралимпиаде;
  • товары, работы, услуги, которые были предметом контракта, расторгнутого по ч.9 и ч.15 ст.95 44-ФЗ;
  • лекарственные средств для будущего назначения их пациентам после прохождения врачебной комиссии;
  • услуги по защите интересов РФ с привлечением российских или иностранных специалистов при подаче физическими или юридическими лицами исков к России в зарубежные судебные органы или международные суды;
  • товары, работы или услуги по факту признания несостоявшимися некоторых других электронных процедур согласно ч.4 ст.55.1 (конкурс) и ч.4 ст.71 (аукцион) 44-ФЗ;
  • изделия народных художественных промыслов, зафиксированных в особом порядке, утвержденном российским правительством;
  • жилье у собственников-физлиц для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч.5 ст.83.1 44-ФЗ заказчик не может отменять электронный запрос предложений и вносить корректировки в опубликованное извещение. Поэтому ответственные за подготовку документации и извещения лица не должны допускать ошибок.

Понятие запроса предложений

Прежде чем детально погружаться в особенности данной закупочной процедуры, предлагаю для начала разобраться с её понятием.

Запрос предложений письменный запрос заказчика, заинтересованного в приобретении товаров, работ или услуг, направляемый потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Такой запрос должен содержать все необходимые требования к товару (работам, услугам), а также критерии определения победителя.

Согласно ч. 1 ст. 83 44-ФЗ под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

Законодательное регулирование запроса предложений

Запрос предложений – это такая форма закупки, при которой заказчик направляет потенциальным поставщикам официальный запрос на предоставление предложения по поставляемым товарам, работам или услугам.

Он должен содержать все необходимые требования к объекту закупки и критерии определения победителя. Основные правила проведения этой процедуры содержатся в ФЗ-44 «О контрактной системе» ст. 83.

Особенностью запроса предложений является то, что сведения о закупке сообщаются неограниченному числу лиц через размещение данных в ЕИС. Победителем запроса предложений является компания, которая предоставила наиболее оптимальные условия государственной закупки. Критерии отбора победителей определяются заказчиком и не могут включать только цену.

Запрос предложений не является основной закупочной формой и проводится в ограниченном числе ситуаций. Часть 2 ст. 83 44-ФЗ содержит перечень случаев, когда компания может проводить торги через запрос предложений. По состоянию на 2018 год с учетом вносимых изменений в 44-ФЗ к таким ситуациям относят:

  • заключение контракта на поставку спортинвентаря и оборудования, спортивной экипировки, которые необходимы для подготовки и участия сборной РФ в Олимпиаде;
  • при закупке товара, услуги или работы по ранее расторгнутому контракту по ч. 9 или 15 ст. 95 44-ФЗ (при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта);
  • при закупках лекарственных препаратов, которые необходимы пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии;
  • при признании повторного конкурса несостоявшимся при отсутствии заявок, при несоответствии всех заявок требованиям, при уклонении победителя от подписания контракта (при этом заказчик не обязан проводить новую процедуру через запрос предложений и может выбрать другой вариант);
  • для закупок изделий народных художественных промыслов
  • для закупок услуг юристов, экспертов и адвокатов при необходимости защиты интересов РФ в международных судах.
Заказчик не вправе ограничивать численность участников в запросе предложений или устанавливает такие требования, которые не позволяют определенным поставщикам направить свою заявку.
  1. Закупка имеет более сжатые сроки: 5 дней для запроса предложений (от момента публикации извещения в ЕИС для оглашения результатов) и 20 дней – для конкурсов.
  2. Запрос предложений дает возможность участникам улучшить предложенные ими условия исполнения контракта (при конкурсе возможность подачи окончательных предложений не предусмотрена).
  3. Заказчик имеет большую свободу при отборе критериев оценки заявок и выбора поставщика.

Случаи проведения запроса предложений

Согласно ч. 2 ст. 83 44-ФЗ Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в следующих случаях:

  • заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских играх и Паралимпийских играх (п.2 ч.2 ст.83 44-ФЗ);
  • заключения федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ (Примечание: В развитие п. 3 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ принято постановление Правительства РФ от 11 ноября 2013 г. № 1011 «Об утверждении правил заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации») (п.3 ч.2 ст.83 44-ФЗ);
  • осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании ч. 9 ст. 95 44-ФЗ (Примечание: Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта) (п.6 ч.2 ст.83 44-ФЗ);
  • осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии (п.7 ч.2 ст.83 44-ФЗ);
  • признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с ч. 4 ст. 55 и ч. 4 ст. 71 44-ФЗ (п.8 ч.2 ст.83 44-ФЗ);
  • осуществления закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.9 ч.2 ст.83 44-ФЗ);
  • осуществления закупок услуг по защите интересов РФ в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к РФ при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг (п.10 ч.2 ст.83 44-ФЗ).

Чаще всего заказчики проводят запросы предложений по основанию п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ, когда повторный конкурс или электронный аукцион были признаны не состоявшимися. Ниже представлены две схемы с подробной информацией о том, в каких случаях повторный конкурс или электронный аукцион признаются не состоявшимися.

Стоит отметить, что не состоявшаяся процедура повторного конкурса или электронного аукциона вовсе не обязывает заказчика проводить именно запрос предложений. Заказчик может провести закупку любым другим способом в рамках 44-ФЗ.

Подготовка документов

Итак, заказчик решил провести запрос предложений в электронной форме. В этом случае вместе с извещением и проектом контракта он размещает в ЕИС закупочную документацию. При этом он обязан соблюдать сроки, указанные в ч.3 ст.83.1 44-ФЗ.

В этот же 5-дневный период размещается документация электронного запроса предложений. В этом отличие этой процедуры, например, от электронного аукциона, при котором документация о закупке публикуется за 7 дней при НМЦК до 300 млн. руб. и за 15 дней при НМЦК более 300 млн. руб.

В извещении указывается информация, регламентированная ч.4 ст.83.1 44-ФЗ:

  • адрес электронной площадки;
  • критерии электронного запроса предложений;
  • требования для предполагаемых исполнителей и список документов и выписок, которые нужно подавать в составе заявки;
  • сроки мероприятия — день и время окончания подачи заявок и дата окончания их рассмотрения и оценки.

В техническом задании в первую очередь следует обращать внимание на то:

  • сколько времени отводится на контрактные обязательства;
  • сколько нужно поставить товара/выполнить работ;
  • каким требованиям должен соответствовать исполнитель (например, представить лицензии, допуски и т.д.).

Предмет регулирования

Ст. 83 44-ФЗ с комментариями разъясняет, что такое запрос предложений, в каких случаях проводится и какова процедура.

Запрос предложений — конкурентная процедура, которая дает возможность участнику изменить предлагаемые условия заключения договора уже после вскрытия конвертов.

Подача заявок длится не более 5 дней. Это единственная процедура, в документацию которой заказчик не имеет право вносить изменению или отменять ее.

После вскрытия конвертов:

  1. Председатель комиссии озвучивает время оглашения предварительных результатов рассмотрения и оценки (в этот же день).
  2. Члены комиссии выявляют заявки, которые не соответствуют требованиям документации, а те, которые соответствуют, оценивают на основании критериев и определяют «лучшую».
  3. В назначенное время секретарь комиссии зачитывает информацию об отстраненных участниках, а также называет условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, которая признана лучшей (оглашается цена без указания наименования участника).
  4. Публикуется выписка из протокола ЗП.
  5. Всем участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее следующего рабочего дня: новая заявка может содержать цену ниже указанной в первоначально поданной, или дополнена документами, подтверждающими квалификацию, опыт (исполненные контракты, наличие специалистов, финансовые ресурсы и др. на основании установленных заказчиком критериев). Участники могут отказаться и не направлять окончательное предложение.

На следующий рабочий день проводится повторное вскрытие, рассмотрение и оценка вновь поступивших конвертов. Также в течение одного дня — дня повторного вскрытия, заказчик должен подвести результаты закупки.

В этот день заказчик публикует протокол проведения ЗП (выписка из которого опубликована днем ранее), а также итоговый протокол по результатам повторного вскрытия.

Контракт заключается не ранее чем через 7 дней с даты публикации в ЕИС итогового протокола.

Направление приглашений

Отличительной особенностью запроса предложений в ЭФ является то, что заказчик может разослать поставщикам, в которых он уверен, приглашения принять участие в процедуре (ч.3 ст.83.1 44-ФЗ).

Потенциальные исполнители должны соответствовать условию – иметь за последние полтора года заключенные контракты по аналогичному виду работ. Эти контракты не должны быть расторгнуты из-за несоблюдения исполнителем контрактных условий и обязательств.

Когда основанием проведения запроса предложений в ЭФ является приобретение товаров/работ/услуг в соответствии с п.2 ч.2 ст.83.1 (расторжение контракта по ч.9 и 15 ст. 95 44-ФЗ), заказчик имеет право письменно пригласить поучаствовать в торгах тех предполагаемых исполнителей, которые ранее были участниками госзаказа, по итогу которого и был расторгнут контракт. Закупочная комиссия не может отклонить их заявки.

Письменно приглашать участников нужно не позднее 5-ти рабочих дней до даты проведения электронного запроса предложений.

Сроки проведения запроса предложений

Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта при проведении запроса предложений

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 83 44-ФЗ заказчик должен установить требование о внесении обеспечения заявки только в случае когда запрос предложений проводится по основанию п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ (Примечание: Т.е. когда повторный конкурс или электронный аукцион признаны не состоявшимися). В остальных же случаях установление требования о внесении обеспечения заявки не допускается.

Однако если руководствоваться общим подходом в применении норм 44-ФЗ, то размер обеспечения заявки должен быть установлен заказчиком в диапазоне от 0,5% до 5% НМЦК. Соответственно обеспечение заявки может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией.

Также стоит обратить внимание на тот факт, что большинство заказчиков не предусматривают в документации о проведении ЗП порядок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки. Ни ст. 44, ни ст. 83 44-ФЗ не описывают порядок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки при проведении запроса предложений. Поэтому в данном случае также необходимо руководствоваться общим подходом к возврату обеспечения заявки в рамках 44-ФЗ. Таким образом, обеспечение заявки должно возвращаться:

  • в течение не более чем 5 рабочих дней с даты отзыва заявки участником закупки;
  • в течение не более чем 5 рабочих дней с даты подписания комиссией протокола проведения запроса предложений или итогового протокола;
  • в течение не более чем 5 рабочих дней с даты подписания контракта с победителем.

Обеспечение исполнения контракта заказчик ОБЯЗАН потребовать только в 2-х случаях:

1) при проведении ЗП в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ (Примечание: односторонний отказ заказчика от исполнения контракта);

2) при проведении ЗП в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ (Примечание: если повторный конкурс или электронный аукцион признаны не состоявшимися).

Во всех остальных случаях (п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ) требование обеспечения исполнения контракта является правом заказчика. При работе с обеспечением исполнения контракта заказчики должны руководствоваться требованиями ст. 96 44-ФЗ.

Этапы закупки и связь с другими статьями

Способ проведения торгов заказчик выбирает при формировании плана-графика (ст.21) или же после расторжения контракта согласно ст. 95.

Ч. 4 ст. 55 и ч. 4 ст. 71 содержат основания признания торгов несостоявшимися, согласно которым можно провести запрос предложений.

Ст. 42 — требования к составу информации, указываемой в извещении.

П. 6 ч.1 ст. 33 — возможность указания торговых наименований при закупке лекарственных средств при проведении запроса предложений.

Составление заявки на электронный запрос предложений

Участнику следует внимательно и безошибочно готовить данный документ. К заявке (она подается на ЭТП в электронной форме) следует прикладывать всю информацию и документы, которые требует заказчик, в противном случае поставщик будет отстранен от участия в процедуре.

Состав заявки:

  • сведения об участнике: адрес нахождения, ИНН;
  • документальное подтверждение, что ТРУ соответствуют требованиям законодательства;
  • документальное подтверждение, что участник соответствует требованиям заказчика, указанным в закупочной документации;
  • документальное подтверждение соответствия нормам ст. 31 44-ФЗ;
  • принадлежность к СМП или СОНКО;
  • стоимость и документы согласно закупочной документации.

Оператор электронной площадки должен в течение 1 часа уведомить участника о получении заявки и присвоить ей идентификационный номер.

Открытый запрос предложений

Согласно закону, условия тендера и документация размещаются в открытом доступе. Однако, если заказчик хочет получить заявки от определенных организаций и заключить контракт с одной из них, он может послать извещение о проведении закупки.

Единственное условие — не менее полутора лет успешного сотрудничества, подтверждением которого считаются заключенные контракты в отношении тех же объектов закупок, условия которых были выполнены сторонами.

Если запрос предложения по 223-ФЗ или 44-ФЗ проводится повторно, заказчик имеет право послать извещения только тем организациям, которые участвовали в выборе исполнителя расторгнутого контракта.

После того, как извещение попало в информационную систему или разослано потенциальным участникам, его содержание не может быть изменено. Несостоявшимся тендер признается, только если заказчик получил единственное предложение или вовсе ни одного.

Заключение контракта может быть отсрочено и отменено, если:

  1. на одну из сторон наложены судебные санкции;

  2. в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы;

  3. законодательные акты.

В случае, если одна из сторон сообщает другой о такого рода обстоятельствах, подписание контракта откладывается на срок, необходимый для их устранения, но не более, чем на 30 дней.

Порядок проведения запроса предложений по 44-ФЗ

При проведении закупок путем запроса предложений предусмотрен следующий алгоритм:

  1. Заказчик создает комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений. При формировании комиссии заказчику необходимо определиться с ее составом, порядком функционирования, а также разработать и утвердить положение о работе комиссии и привлечь экспертную организацию.
  2. Заказчик готовит документацию для запроса предложений и размещает ее в ЕИС.
  3. Заказчик направляет участникам, которые потенциально могут исполнить контракт, предложения принять участие в закупке (в некоторых случаях, кроме указанных в п. 3 ст. 83 такие извещения не являются обязательными).
  4. Участники готовят и подают заявку на участие в запросе предложений (они могут изменить или отозвать ее в установленные сроки).
  5. Заказчики вскрывают конверты с заявками, рассматривают их и оценивают.
  6. Оглашается лучшее предложение участника, который предложил наиболее оптимальные условия исполнения контракта.
  7. Подача участниками окончательных предложений, которые могут улучшить предложенные ранее условия исполнения контракта.
  8. Вскрытие конвертов с окончательными предложениями.
  9. Оценка окончательных предложений и подведение итогов запроса предложений.
  10. Вносится обеспечение по контракту.
  11. Заключение контракта.

Направляем приглашения

Отличительной чертой электронного запроса предложений является возможность заказчика разослать приглашения об участии в процедуре поставщикам, которые потенциально способны выполнить предмет госзаказа с учетом всех требований закупочной документации (ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ).

Такие потенциальные участники запроса предложений в электронной форме должны соответствовать следующему условию — иметь в течение предшествующих процедуре 18 месяцев заключенные контракты по такому же предмету заказа. При этом такие контракты не должны быть расторгнуты по причине нарушения исполнителем своих обязательств и договорных условий.

Когда основание проведения электронной процедуры — закупка ТРУ в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 83.1 (расторжение контракта по нормам ч. 9, 15 ст. 95 44-ФЗ), заказчик вправе отправить приглашения об участии для тех потенциальных поставщиков, которые были участниками госзакупки, по факту проведения которой и был расторгнут контракт. При этом их заявки не должны быть отклонены закупочной комиссией госзаказчика. Направить приглашение таким участникам можно не позже 5 рабочих дней до момента, когда будет проведен запрос предложений в электронной форме.

Сроки проведения и разъяснения по ходу закупки

Процедура определения исполнителя крупного государственного заказа сложна и может показаться запутанной и непонятной.

  1. В первую очередь, заказчик формирует комиссию, которая будет рассматривать все заявки участников и вынесет окончательное решение о победителе тендера;
  2. Подготовка документации и проекта контракта, составление извещения, его утверждение и размещение. Согласно статье 83, сроки размещения заявки строго регламентированы: не позднее, чем за 5 дней до даты проведения закупки;
  3. Прием заявок на участие в запросе предложений по 44-ФЗ, внесение изменений или отзыв поданных заявок до момента вскрытия конвертов и открытия доступа к ним. Заявки на участие подаются в письменном виде и включают в себя документы, указанные в документации;
  4. Рассмотрение заявок: конверты с письменными заявками вскрываются, а к электронным заявкам открывают доступ. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации, участники, которые таким требованиям не соответствуют, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если таковые имеются). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с критериями, установленными в документации, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения закупки, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Аудиозаписи вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам на участие и окончательным предложениям обязан обеспечить заказчик или организатор торгов. Более того, любой участник может проводить аудио- и видеосъемку;
  5. Оглашение заявки, признанной лучшей: ее условия, стоимость и преимущества. После этого всем участникам запроса предложений предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения торга. Если открытый запрос предложений признан несостоявшимся, потому что была подана только одна заявка для участия, ее содержание также оглашается. Участники, подавшие окончательные предложения, вправе присутствовать при процедуре вскрытия конвертов с окончательными предложениями и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов предложениям;
  6. На основании окончательных предложений из всех участников определяется победитель данного вида закупок. Критерии оценки запроса предложений по 44 ФЗ регламентированы в статье 32:
    — цена контракта;
    — расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
    — качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
    — квалификация участников, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
  7. Победителем признается организация, чье окончательное предложение, в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. После того, как самое выгодное предложение выбрано, заказчик отправляет компании-победителю проект контракта, который будет заключен по итогам проведения закупки. Таким образом, его подписывают не ранее, чем через 7 дней после опубликования итогового протокола, но не позднее, чем через 20 дней;
  8. Если запрос предложений признан несостоявшимся по причине того, что после окончания подачи заявок была подана единственная заявка, заказчик обязан заключить контракт с единственным участником, который прислал заявку, если такая заявка соответствует требованиям документации. Если таких вообще не было — провести тендер повторно.

Извещение и документация должны содержать следующую информацию:

  1. основную информацию о Заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и пр.), условиях контракта, заключаемого по результатам тендера, код закупки, имеющиеся ограничения участия в ней в соответствии с законодательством РФ, информацию об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта и порядке их внесения;

  2. требования к участникам, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть включены в заявку и язык, на котором они должны быть составлены;

  3. точные сроки каждого этапа запроса предложений: время вскрытия заявок, их рассмотрения и оценки;

  4. порядок подачи документов для участия (место, время и форма: бумажная или электронная);

  5. необходимость оплаты доступа к документации о проведении запроса предложений;

  6. преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ;

  7. обозначение и обоснование начальной максимальной цены контракта и описание объекта закупки;

  8. возможность или невозможность изменения заказчиком условий контракта (качества, количества или цены товаров, стоимости услуг);

  9. порядок проведения закупки и критерии оценки заявок на участие: от самых важных к незначительным;

  10. проект контракта. Информация о договоре, который будет заключен по итогам процедуры: ответственные лица, сроки подписания, условия признания победителя и срок сотрудничества с ним.

    Типовая документация запроса предложений почти не отличается от других закупок. Принципиальная разница в том, что Заказчику запрещено вносить изменения в документы после их опубликования.

    Извещение о проведении запроса предложений должно содержать следующую информацию

    1) информацию, предусмотренную п.п. 1 — 5, 7 (в случае заключения контракта в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83) и 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 44-ФЗ) ст. 42 44-ФЗ;

    • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (п.1 ст. 42 44-ФЗ);
    • краткое изложение условий контракта (п.2 ст. 42 44-ФЗ);
    • идентификационный код закупки (п.3 ст.42 44-ФЗ) Примечание: данный пункт вступает в силу с 1 января 2017 года;
    • ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с 44-ФЗ (п.4 ст.42 44-ФЗ);
    • используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п.5 ст.42 44-ФЗ);
    • размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с 44-ФЗ) (п.7 ст.42 44-ФЗ);
    • размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 44-ФЗ), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст. 35 44-ФЗ.

    2) требования, предъявляемые к участникам ЗП, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками ЗП в соответствии со ст. 31 44-ФЗ;

    Примечание: Вместо декларации о соответствии требованиям, установленным в п.п. 3-8 ч.1 ст. 31 44-ФЗ, участнику закупки будет необходимо представлять документы, подтверждающие их соответствие указанным пунктам.

    3) язык или языки, на которых предоставлена документация о проведении ЗП;

    4) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗП и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в ЗП, рассмотрения и оценки таких заявок;

    5) способы получения документации о проведении ЗП, срок, место и порядок предоставления этой документации;

    6) плата (при ее установлении), взимаемая заказчиком за предоставление документации о проведении ЗП, способ осуществления и валюта платежа;

    7) срок, место и порядок подачи заявок на участие в ЗП;

    8) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст. 28 — 30 44-ФЗ (Примечание: это преимущества для учреждений и предприятий уголовно- исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций).

    Рассмотрение поступивших заявок

    Заказчик получает заявки потенциальных исполнителей от оператора ЭТП в течение 1 рабочего дня после окончания срока подачи заявок на участие в электронном запросе предложений (ч.15 ст.83.1).

    Следующим шагом является рассмотрение заявок и их оценка членами закупочной комиссии. Все заявки должны соответствовать установленным требованиям.

    Заявка может не пройти дальше на основании норм ч.18 ст.83.1 44-ФЗ в следующих случаях:

    • предполагаемый исполнитель не соответствует требованиям, прописанным в извещении и документации к мероприятию;
    • участник подал ложные сведения;
    • нарушена структура заявки согласно ст.14 44-ФЗ.

    В качестве примера неправильно составленной заявки согласно ст.14 44-ФЗ можно привести лекарства из списка ЖНВЛП, закупаемые для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Такие участники не проходят на основании п.1 Постановления Правительства РФ № 1289 от 30 ноября 2015 г. (кроме пункта 5 данного Постановления).

    Специалисты заказчика не могут отклонить участника:

    • за отсутствие документов, указанных в п.5 ч.9 ст.83.1 (кроме запретов по положениям ст.14 44-ФЗ).
    • за непредставление в составе заявки документов, подтверждающих право предполагаемого исполнителя на преимущества для ведомств уголовно-исполнительной структуры или объединений инвалидов, согласно п.4 ч.9 ст. 83.1, ст. 28-29 44-ФЗ. Это указано в ч.18 ст.83.1 44-ФЗ.

      После получения всех заявок начинает свою работу закупочная комиссия. Члены комиссии рассматривают заявки и проводят анализ и оценку на соответствие запросов от участников закупки требованиям и условиям закупочной документации.

      Члены комиссии вправе отстранить участника, отклонив его заявку, только на основании положений ч. 18 ст. 83.1 44-ФЗ, если:

      • потенциальный поставщик не соответствует требованиям, указанным в извещении и в документах закупки;
      • участвующий в госзакупке в составе документации предоставил недостоверные сведения;
      • содержание заявки не соответствует нормативам, установленным действующим законодательством, согласно ст. 14 44-ФЗ.

      Члены комиссии не вправе отстранять участников за отсутствие документов, указанных в п. 5 ч. 9 ст. 83.1 (исключение — запреты по нормам ст. 14 44-ФЗ).

      Также не допускается отстранение участника, если в составе его заявки не предоставлена документация, подтверждающая право потенциального поставщика на преимущества для предприятий уголовно-исполнительной системы или организаций инвалидов, согласно п. 4 ч. 9 ст. 83.1, статьи 28, 29 44-ФЗ. Об этом говорится в ч. 18 ст. 83.1 44-ФЗ.

      После получения и рассмотрения заявок члены комиссии проводят их дальнейшую оценку в соответствии с критериями электронной процедуры, которые были указаны в извещении и закупочной документации (ч. 19 ст. 83.1 44-ФЗ)

    Отмена запроса предложений

    Согласно ч. 5 ст. 83, после того, как в ЕИС была размещена информация о запросе предложений, заказчик не вправе отменять закупку, вносить правки в извещение или документацию. Это единственная процедура государственных закупок, которая не подлежит отмене после извещения о ней.

    Законодательство также предусматривает возможность признания запроса предложений несостоявшимся. Согласно ч. 8 ст. 83, это возможно по следующим причинам:

    1. Если на участие в запросе предложений подана единственная заявка. При этом за заказчиком закреплено право на заключение контракта с единственным поставщиком, если поданная заявка соответствует установленным требованиям.
    2. Если на участие в закупке не поступило ни одной такой заявки. При таком варианте заказчику следует внести изменения в план-график и провести закупку снова.

    Внесение изменений в извещение о проведении запроса предложений

    Согласно ч. 5 ст. 83 44-ФЗ с момента размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений заказчик НЕ ВПРАВЕ отменять проведение ЗП или вносить изменения в извещение о проведении ЗП, документацию о проведении ЗП. Это единственная закупочная процедура в 44-ФЗ, которую после размещения в ЕИС, заказчик не вправе отменить.

    Подготовка документации и публикация извещения

    Перечень документации по запросу предложений готовится в соответствии с ч. 6 ст. 83.

    Заказчику необходимо подготовить извещение о закупке с учетом ч. 4 ст. 83, а также проект контракта, который предстоит заключить победителю закупки.

    Извещение о запросе предложений должно содержать следующую информацию:

    1. Общие сведения о закупке: наименование заказчика, его адрес, контактный телефон, ответственное должностное лицо; краткое изложение условий заключаемого контракта; код проводимой закупки; ограничения при определении поставщика
    2. Требования к участникам запроса предложений и перечень документов, которые они должны предоставить.
    3. Язык предоставления документации по закупке.
    4. Место, дата и время вскрытия конвертов на участие в закупке.
    5. Способы получения документов по закупке, сроки и место их предоставления.
    6. Плата за предоставление информации (если такая предусмотрена).
    7. Сроки и место подачи заявок на участие в закупках.
    8. Преимущества, предоставляемые заказчиком.

    • наименование и описание объекта закупки
    • обоснование начальной цены контракта
    • требования к содержанию, форме и составу заявок на участие в запросе предложений;
    • информацию о возможности изменения количества товара или объема услуги при заключении и исполнении договора;
    • порядок и сроки отзыва заявок
    • порядок проведения запроса
    • сроки для подписания контракта, условия признания участника уклонившимся;
    • критерии оценки заявок и их удельный вес;
    • информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    Согласно ч. 3 ст. 83, извещение о проведении запроса предложений должно быть размещено в ЕИС как минимум за 5 дней до предстоящего запроса.

    Рассматриваем окончательные предложения участников

    Комиссия рассматривает окончательные предложения на участие в электронной процедуре только на следующий рабочий день после их отправления (ч. 23 ст. 83.1). Если окончательное представление потенциального поставщика хуже, чем первоначальные условия, приведенные в его запросе, то оно отклоняется. В таких случаях и в случае, когда участник не направил окончательное, первоначальное условие и признается окончательным для такого участника.

    Победителем запроса предложений в электронной форме признается тот участник, чье окончательное предложение является наилучшим, в соответствии с критериями и требованиями закупки, приведенными в закупочной документации и извещении (ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ).

    В том случае, когда несколько окончательных предложений содержат одинаковые условия, победитель определяется по сроку подачи запроса — тот потенциальный поставщик, чья заявка поступила раньше, и является в данной ситуации победителем.

    Причины признания запроса предложений в электронной форме несостоявшимся, и действия заказчика в этом случае

    1. Подана только одна заявка, соответствующая требованиям, указанным в извещении и закупочной документации или из всех поступивших заявок комиссия признала только одну соответствующей требованиям. В этом случае заказчик может провести процедуру у единственного поставщика согласно п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ.
    2. Не поступило ни одной заявки или все заявки не соответствовали требованиям, указанным в извещении и закупочной документации. В этом случае заказчик (при необходимости) вносит соответствующие корректировки в план-график и проводит новую процедуру или осуществляет закупку у единственного поставщика согласно п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

    Чем запрос предложений отличается от других видов закупок?

    Запрос предложений отличается, например, от открытого конкурса лишь возможностью улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, тем самым увеличив свои шансы на победу. В остальном данный вид тендера идентичен конкурсу (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

    От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки, от запроса котировок — порядком определения победителей. Так же как и в конкурсе, в запросе предложений оценивается не только цена, но и квалификация, технические и экологические характеристики товара или услуги, тогда как в запросе котировок единственным критерием оценки является цена контракта.

    Отличие запроса предложений от других закупочных процедур

    По сути, запрос предложений является упрощенным вариантом конкурса. Основным же отличием ЗП от конкурса является более короткий срок приема заявок (5 дней с момента размещения извещения в ЕИС), у конкурсов этот срок составляет не менее 20 дней. Также в открытом конкурсе не предусмотрена возможность подачи окончательных предложений (т.е. улучшения предложения по исполнению контракта). Помимо этого, при проведении запроса предложений заказчик имеет большую свободу при выборе критериев оценки заявок, а соответственно и выборе поставщика.

    Основным отличием запроса предложений от запроса котировок и электронного аукциона является наличие дополнительных критериев оценки заявок помимо цены контракта. У запроса котировок и электронного аукциона цена контракта является основным и единственным критерием оценки заявок.

    Размещаем протоколы

    Согласно нормативам, приведенным в ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ, в Единой информационной системе в день составления и утверждения результирующего протокола размещаются сразу оба регистра: и протокол подведения, и итоговый протокол.

    Критерии оценки заявок при проведении запроса предложений

    В документации о проведении ЗП должна содержаться информация о критериях оценки заявок на участие в ЗП и величинах значимости этих критериев (п. 7 ч. 6 ст. 83 44-ФЗ). В тоже время, согласно ч. 2 ст. 32 44-ФЗ при проведении ЗП заказчик вправе не применять предусмотренные ч. 1 ст. 32 критерии оценки заявок и их величины значимости. Чем, кстати, многие заказчики активно пользуются.

    Однако, согласно ч. 4 ст. 32 44-ФЗ количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем 2, одним из которых является цена контракта.

    Из этого следует, что при проведении ЗП заказчиком в документации должно быть установлено как минимум 2 критерия оценки: цена контракта и любой другой на выбор заказчика (в том числе и не указанный в ч. 1 ст. 32 44-ФЗ, например, срок поставки или объем гарантийных обязательств).

    Если заказчик при проведении ЗП использует предусмотренные ч. 1 ст. 32 критерии оценки заявок и их величины значимости, то порядок оценки должен соответствовать в части применения формул, порядка расчета, установления шкалы оценки и т.д. Оценка заявок, окончательных предложений по критерию «цена контракта» ВСЕГДА должна производиться по формулам, предусмотренным постановлением Правительства РФ № 1085.

    Оформление протокола проведения и выписки

    После проведения электронного запроса предложений и рассмотрения заявок комиссией требуется подготовить протокол проведения закупки (ч.19 ст.83.1 44-ФЗ).

    Данный протокол имеет следующую структуру:

    • вся информация по отклонению заявок с обязательным указанием оснований для отстранения участников;
    • информация о заявке участника, который подал наилучшее предложение по исполнению контракта;
    • все критерии исполнения госзаказа, в том случае, если на участие в запросе предложений в ЭФ поступила только одна заявку.

    В выписке содержится информация о выбывших участниках с указанием причины их отстранения, а также условия исполнения госзаказа из наилучшей заявки или же контрактные условия из единственной. Если поступило только одно предложение, то этот участник в выписке не указывается.

    Заключение контракта по результатам проведения запроса предложений

    Согласно ч. 17 ст. 83 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении ЗП и окончательным предложением победителя ЗП, не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола.

    При этом контракт заключается только после предоставления участником ЗП обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных 44-ФЗ.

    При уклонении победителя от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником, предложению которого присвоен второй номер. Причем участник, которому присвоен второй номер, может либо согласиться, либо отказаться от заключения контракта без каких-либо последствий для себя.

    В случае наличия принятых судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или обстоятельств в течение одного дня.

    При этом срок подписания контракта приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на 30 дней.

    Составляем итоговый протокол

    После подведения всех результатов необходимо составить итоговый протокол (ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ). В таком протоколе указываются следующие данные:

    • условия, приведенные в окончательных условиях всех участников;
    • решение, принятое по факту рассмотрения и оценки окончательных запросов;
    • порядковые номера, распределенные комиссией после анализа окончательных предложений;
    • итоги изучения таких регистров, направленных участниками процедуры.

    Подача заявок

    Приглашение принять участие в закупках направляется заказчиком лицам, которые потенциально могут осуществить поставки товаров или выполнить определенные услуги. При этом он обязан направить такие приглашения тем участникам, с которыми в течение последних 18 месяцев перед проведением запроса предложений заключались те же контракты в отношении аналогичных объектов (только если ими были исполнены условия контракта должным образом).

    Все участники закупки заявляют о своем желании подписать в дальнейшем контракт через подачу заявок. В свою очередь, в задачи заказчика входит прием заявок и их регистрация. Ст. 83 ч. 8 допускает возможность подачи заявок в письменной форме либо в электронном формате.

    При передаче заявок на участие в запросе предложений стоит учитывать следующие особенности:

    • прием заявок прекращается после наступления установленных сроков
    • статья 83 не предусматривает отправку запросов участникам для предоставления им пояснений по документации по закупке;
    • форму и состав заявки участники разрабатывают самостоятельно, требования к ним не предусмотрены;
    • заявки передаются в запечатанных конвертах, если такое требование прописано в документации по запросу предложений;
    • требование об обязательной прошивке и нумерации заявки отсутствует.
    Согласно 44-ФЗ, за участниками закреплено право на отзыв или изменение поступившей заявки вплоть до истечения срока подачи заявок.

    Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявкой заказчик обязан сообщить присутствующим о возможности внести изменения в заявку или отзыва ее.

    Рассмотрение окончательных предложений участников

    Сотрудники заказчика рассматривают окончательные предложения участников на следующий рабочий день после того, как они были отправлены (ч.23 ст.83.1). Если окончательное предложение предполагаемого исполнителя ухудшило изначальную подачу запроса, то его отстраняют. В этом случае и в случае, когда участник не направил окончательное предложение, первоначальное предложение и будет считаться окончательным для такого участника.

    В запросе предложений в ЭФ побеждает участник, который представил наилучшее окончательное предложение по критериям, указанным в извещении и документации к закупке (ч.24 ст.83.1 44-ФЗ).

    Если несколько окончательных представлений содержат идентичные условия, то побеждает то, которое было подано раньше. Победителем признается более расторопный участник.

    Подписание контракта

    Контракт с победителем заключается на тех условиях, которые были предусмотрены извещением о проведении запроса предложений и с учетом предложения победителя. Договор подлежит подписанию не позднее чем через 7 дней после публикации извещения в ЕИС и не позднее 20 дней после подписания протокола.

    Предварительно победитель должен внести обеспечение по контракту. Согласно п. 1 ст. 83 44-ФЗ, заказчик вправе вносить требование о наличии обеспечения по контракту от исполнителя, только если основанием для запроса предложений стало признание повторного конкурса или аукциона несостоявшимся, а также при одностороннем отказе от подписания контракта. В остальных случаях требования о внесении обеспечения не предъявляются.

    Обеспечение может быть внесено в размере от 0,5 до5% от цены контракта в виде денежных средств или банковской гарантии.

    Если победитель уклоняется от заключения контракта, то заказчик может обратиться в суд с исковым заявлением о компенсации причиненных убытков и заключить контракт с участником, чьей заявке был присвоен второй номер.

    При наличии обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют подписанию контракта, одна сторона должна уведомить другую об этом в течение рабочего дня. Сроки подписания контракта при этом могут сдвинуться не более, чем на 30 дней.

    Источники

    • https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/zapros-predlozhenij-v-elektronnoj-forme-po-44-fz.html
    • https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/zapros-predlozhenij-po-44-fz-i-223-fz.html
    • https://zakonguru.com/goszakupki/44/zapros-predlozenij.html
    • https://goskontract.ru/docs/fz44/statya-83
    • https://tender-rus.ru/vopros-otvet/44-fz/zapros-predlozhenij-osobennosti-primeneniya
    • https://goskontract.ru/tender/zapros-predlozheniy-osnovaniya-i-osobennosti

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: