Земли лесного фонда и правовой режим их использования в 2021 году

Содержание
  1. Определение
  2. Состав и правовое положение земель лесного фонда
  3. Общие сведения о ЗЛФ
  4. Чьи это территории?
  5. Собственность на лесные земельные участки
  6. Законодательное регулирование использования ЗЛФ
  7. Перевод участков из лесной категории
  8. ВРИ у данных земель
  9. Особенности правового режима ЗЛФ
  10. Осуществление деятельности по туризму и отдыху граждан
  11. Управление ЗЛФ
  12. Условия сделки
  13. Амнистия лесных участков
  14. Виды разрешенного использования ЗЛФ
  15. Допустимо ли строительство на таких территориях?
  16. Какие из них могут облагаться сервитутом?
  17. Можно ли использовать для огорода?
  18. Что означает понятие захвата?
  19. Что нельзя делать?
  20. Можно ли оформить в собственность
  21. Какие выделяют зоны по видам и результатам мониторинга?
  22. Классификация
  23. Кто осуществляет перевод земель
  24. Как признать право собственности на земли лесного фонда
  25. Строительство
  26. Какие бывают категории земель в РФ
  27. Передача на основе концессии
  28. Какие земли относятся к лесному фонду
  29. Порядок и особенности распоряжения
  30. Классификатор
  31. Можно ли строить на участках ЗЛФ
  32. Право пользования землями лесного фонда
  33. Как перевести землю лесного фонда в другую категорию
  34. Аренда наделов лесфонда
  35. Как получить надел в лесистой местности и как потом его использовать
  36. Согласование границ земельного участка
  37. Карта ЗЛФ
  38. Как оформлять: процедура подготовки документов
  39. Распределение территории по категориям

Определение

Земли лесного фонда – природный хозяйственный объект собственности федерального значения. Это леса и участки, предназначенные для лесной промышленности. Исключение составляют массивы городских поселений и территории, которыми распоряжается Министерство обороны РФ.

К землям лесного фонда (ЛФ) не относятся:

  • наделы сельскохозяйственного назначения;
  • насаждения кустарниковой растительности;
  • участки водного фонда.

Состав и правовое положение земель лесного фонда

Земли лесного фонда включают в себя следующие типы земельных участков и лесов:

  • защитные территории;
  • эксплуатационные территории;
  • резервные территории;
  • иные земельные участки, предназначенные для лесов, которые определяются как защитные территории;
  • земли лесного фонда;
  • другие категории любых земель, которые могут быть использованы для лесного фонда.

Понятие и состав земель лесного фонда подразумевают использование земельных участков исключительно с первоначальным целевым назначением.

Правовой режим лесного фонда прописан и четко указан не только в земельном и лесном законодательстве, но и в других нормативно-правовых актах, которые предписывают использование земельных участков под леса и лесные территории.

В частности, это касается Постановления Правительства РФ № 48, где прописаны все аспекты и особенности документов, касающихся перевода земель из категории лесного фонда в любую другую и наоборот.

Правовой режим лесного земельного фонда подразумевает использование участков только для осуществления лесохозяйственной деятельности или под леса. К примеру, эксплуатационные леса – это те лесные земельные участки, которые эксплуатируются для проведения этой самой деятельности: вырубка леса, переработка лесопродуктов и прочая деятельность.

Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ вся деятельность, касающаяся лесных земельных участков, должна осуществляться, исходя из понятия леса как целой экологической системе, которая нуждается в защите и безопасности.

Общие сведения о ЗЛФ

В соответствии с российским законодательством, к землям лесного фонда относятся не только сами леса, но и территории хозяйственного назначения, выполняющие защитную, инфраструктурную, восстановительную и иные функции.

Таким образом, ЗЛФ – это территории, предназначенные для:

  • лесной растительности;
  • ведения лесного хозяйства;
  • обслуживания, охраны и защиты лесов;
  • иной деятельности, направленной на их сохранение как экосистемы и восстановление как природного ресурса.

Государственный лесной фонд и его составные части могут располагаться не только на ЗЛФ, но и на землях иных подвидов, хотя первая категория является преобладающей. Исходя из этого определяется правовой режим использования, охраны и защиты лесных территорий, но сами земли из-за своего целевого назначения категорию менять не обязаны. Обычно это – особо охраняемые территории, имеющие природоохранное значение.

В отличие от всех остальных категорий единственным субъектом, в чьей собственности земли лесного фонда могут находиться, – государство.

Закон определяет монополию федеральной собственности на ЗЛФ, что вызвано особым природоохранным режимом этих территорий.

В то же время допускается, что на основании нормативно-правовых актов или договоров ЗЛФ земли, занятые растительностью или по иным причинам отнесенные к лесным, могут находиться в пользовании других лиц либо передаваться в собственность субъектов РФ.

Чьи это территории?

Кто является собственником? Собственником таких земель является государство, на балансе которого числятся все лесные зоны РФ. Леса находятся в федеральной собственности, о чём гласит , но могут передаваться в ответственное управление муниципалитетам на правах постоянного бессрочного пользования. Распоряжаться землями лесов может только Правительство РФ на основании Постановлений. Ряд решений принимает Министерство Лесного хозяйства, под отчёт перед правительственными органами.

Если леса имеют искусственный характер, то могут воспроизводиться собственниками искусственных водоёмов и дачными хозяйствами, но в ограниченном объёме, с согласия муниципалитета.

Собственность на лесные земельные участки

Использование земель лесного фонда, согласно действующему законодательству, происходит исключительно в рамках нормативно-правовых актов, непосредственно касающихся этих самых земель. Так, все лесные земельные участки находятся или в федеральной собственности, или предоставляются федеральными органами власти на правах собственности иным участникам земельных отношений в рамках земельного законодательства.

Подразумевается в данном случае следующие формы собственности:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • собственность субъектов федерации.

Лесной земельный фонд не может находиться в собственности у физических или юридических лиц, однако последние вправе их использовать или эксплуатировать на правах бессрочного или срочного пользования, на правах аренды и сервитута, если это предусмотрено и разрешено федеральными органами власти. Земли лесного фонда не могут быть использованы ни для какого иного назначения, кроме того, которое предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Законодательное регулирование использования ЗЛФ

Переоценить значение лесного фонда как экосистемы и природного ресурса для РФ невозможно, хотя бы если взять во внимание его масштабы. Согласно последним подсчетам, площадь земель лесного фонда России составляет не менее 1,146 млрд га – свыше 60% всей территории страны.

Неудивительно, что такой ресурс требует особого нормативного регулирования. В связи с этим эксплуатацию ЗЛФ регулируют положения сразу двух нормативных актов:

  1. Земельного кодекса РФ. В ЗК РФ определены принципы использования и охраны особо ценных территорий, дана общая характеристика земель лесного фонда, описаны правила выделения участков, их перехода из одной категории в другую и прочее.
  2. Лесного кодекса РФ. ЛК РФ определяет:
    • правовое положение земель, занятых лесной растительностью, режим использования и охраны ЗЛФ, защиты, воспроизводства лесов как природного ресурса;
    • условия их предоставления гражданам и организациям в пользование;
    • тех, кто распоряжается землями лесного фонда и так далее.

Обращаем внимание, что нормы ЛК применяются постольку, поскольку возникшие отношения в области леса пока не урегулированы нормами ЗК.

Перевод участков из лесной категории

Перевод земель лесного фонда в любую другую целевую категорию осуществляется исключительно в рамках Постановления Правительства РФ № 48, где прописан порядок по подготовке документации. В полный пакет такой документации входят следующие документы:

  • ходатайство;
  • акт и план выбранного земельного участка, с указанием его кадастровой стоимости, географического местоположения;
  • решение от уполномоченного органа власти;
  • справка, в которой указано, что на выбранном земельном лесном участке отсутствуют месторождения полезных ископаемых;
  • выписка из ЕГРП на конкретный лесной участок;
  • проект о переводе земли в другую категорию, одобренный Правительством РФ;
  • результаты экспертизы, если таковая была проведена.

В общей сложности, после передачи пакета одобренных документов в уполномоченный орган, должно пройти три недели (имеется в виду с включением выходных дней), после чего заявителю направляется ответ с удовлетворением ходатайства или отказом по нему.

Изъятие земель лесного фонда для осуществления какой-либо деятельности и использования этих земель для целей, не предусмотренных в Лесном кодексе России, возможно только после перевода земельных участков в иную категорию. В противном случае нарушителей ждет административная ответственность за земельные правонарушения и преступления.

ВРИ у данных земель

Статья 25 Лесного кодекса выделяет следующие виды разрешенной эксплуатации земель из лесного фонда:

  • заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
  • охотничье хозяйство;
  • ведение с/х;
  • научно-исследовательская и образовательная деятельность в сфере лесного хозяйства;
  • рекреационная деятельность;
  • выращивание лесных плантаций;
  • выращивание саженцев, ягодных, плодовых, декоративных растений;
  • геолого-исследовательские работы;
  • строительство водохранилищ, линейных объектов, переработка древесины;
  • религиозная деятельность.

Особенности правового режима ЗЛФ

Регулирование лесных отношений учитывает представления о лесе как о совокупности растительного и животного мира, а также других элементов природы и окружающей среды. Правовой режим земель лесного фонда формируется с учетом их важного экономического, социального, экологического значения, поэтому такие территории не только находятся под особой охраной со стороны государства, но и ограничены в обороте (пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК).

В соответствии со ст. 7 ЛК, участки лесного фонда следует отграничивать от остальных земель посредством нанесения необходимых пометок на планово-картографических материалах и обозначения на местности с помощью специальных лесохозяйственных знаков.

Правовое обеспечение и правовой режим, применяемые к ЗЛФ, зависят от назначения земель, в соответствии с которым они поделены на:

  • защитные лесонасаждения, цель освоения которых состоит в сохранении природоохранных, средообразующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов;
  • эксплуатационные леса. Цель их освоения – получение высококачественной древесины и прочих лесных ресурсов;
  • резервные леса, использование которых не предполагает заготовку древесины в течение 20 лет после их отнесения к этой категории.

Характерная особенность земель лесного фонда – это плодородие и способность находящейся на них растительности самовосстанавливаться. Леса следует особым образом охранять от пожаров, загрязнений и любых других негативных воздействий в том числе природного характера, что отражается и на правовом режиме их использования.

Касается это не только ЗЛФ, но и смежных с ними участков, считающихся землями населенных пунктов.

Нередко границы территорий, отнесенных к разным категориям, являются спорными. В связи с этим наложение земельного участка на земли лесного фонда препятствует, например, оформлению жилых построек, осуществлению межевания и иным действиям, которые на первый взгляд не могут повредить состоянию лесного фонда.

Осуществление деятельности по туризму и отдыху граждан

Целевое назначение земель лесного фонда подразумевает использование земельных участков для осуществления деятельности по организации туризма, отдыха и культурно-спортивных мероприятий для граждан.

Согласно пункту 2 статьи 41 ЛК РФ на земельных лесных участках возможно строительство или возведение зданий и сооружений, носящих временных характер, их благоустройство и использования в рекреационных целях.

При этом на время использования на земельный участок оформляется или договор аренды, или договор срочного/бессрочного пользования. Выступать одной из сторон такого договора может как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.

Физические лица этим правом не наделены, поскольку не могут осуществлять рекреационную деятельность, а только лишь быть ее участником (не организатором).

Управление ЗЛФ

Поскольку лесной фонд и земли под ним преимущественно находятся в собственности государства, именно федеральным органам вверено управление ЗЛФ. Если участки принадлежат региону или муниципалитету, управление ими осуществляют региональные или муниципальные органы власти.

В ст. 83 ЛК упомянуты некоторые особенности управления землями лесного фонда, например, право органов государственной власти передавать свои функции в области лесных отношений региональным учреждениям.

Государственное управление лесным фондом и его землями возложено на Министерство природных ресурсов и экологии. Оно реализует эти задачи через Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

Как сообщает официальный сайт лесного фонда РФ, к полномочиям Рослесхоза относится:

  • лесное планирование;
  • использование, охрана и защита лесов;
  • воспроизводство и государственная инвентаризация лесов;
  • лесной надзор и контроль за исполнением переданных полномочий;
  • рассмотрение жалоб на материалы территориального планирования и так далее.

Рослесхоз реализует поставленные задачи через территориальные органы. Так, если кому-то нужна справка о наличии земель лесного фонда или гражданин хочет получить в пользование такой участок, следует обращаться в территориальное представительство Рослесхоза

Условия сделки

Передача лесных угодий в собственность невозможна. Но из этого правила допускаются исключения. Оформление в собственность допустимо для земель, которые могут быть переведены в другую категорию. Пригородные зелёные зоны достаточно легко можно перевести в земли поселений. Правда, правительство требует соблюдения норм законодательства, предусматривающего исключительно их использования по целевому назначению – как лесные зоны отдыха для граждан.

Чаще оформляются в собственность гари – площади после пожара, или редины – массивы после вырубки лесов. Переоформление допустимо если на таких безлесных территориях не планируется его восстановление. Иногда лесные площади перемежаются перелесками, не имеющими древесной растительности и их можно перевести в сельскохозяйственные угодья, которые могут выкупаться или приватизироваться.

Основаниями для признания права на перевод земель в другую категорию могут быть:

  1. Заявление, поданное в правительственный орган.
  2. Прилагаемые документы, подтверждающие непригодность (иные причины нерентабельности) использования указанной части лесного массива. С приложением проекта развития зоны.
  3. Решение Правительства РФ о переводе земель в другую категорию, с последующим оформлением в собственность.

Амнистия лесных участков

В июле 2017 года Госдумой был принят в окончательном чтении законопроект, получивший название Лесной амнистии.

В настоящее время ЕГРН и Лесной реестр содержат множество пересечений. Согласно первому реестру данная земля относится к участкам, на которых разрешается строительство жилья и перевод их в частную собственность. Тогда как Лесной реестр не допускает подобного использования земли, входящей в его состав.

Она предполагает, что все спорные ситуации стоит трактовать в пользу ЕГРН. Это значит, что все случаи использования земель из лесного фонда, поставленных на кадастровый учет, объявляются с этого года законными.

Речь в законе идет об огромных площадях: только в Московской области в спорную территорию попадает свыше 185 га земель, отданных под дачную или частную застройку.

У лесной амнистии есть немало преимуществ. Наконец-то, она позволит разрешить длительные судебные процессы по определению категорий земельных участков. Также закон решит проблему тысяч россиян, которым по ошибке кадастровых инженеров были выделены участки под дачное строительство из земель лесного фонда. В результате у них возникли сложности с узакониванием построек. Амнистия позволит таким гражданам закрепить права собственности за собой.

У принятия закона о лесной амнистии было немало противников. Они опасаются того, что приоритет ЕГРН приведет к массовому выводу земель из лесного фонда, уничтожению огромного массива российского леса. Предполагается, что лесная амнистия приведет к массовой застройке в лесах в районах крупных городов.

Так, по оценкам экологов лесной фонд может сократиться на 1,7-4 га, что имеет весьма негативные экологические последствия.

Закон также уравнивает в правах тех, кто невольно стал владельцем участка в лесном фонде и захвативших эту землю преступным путем в результате использования мошеннических схем.

Виды разрешенного использования ЗЛФ

Когда речь идет о видах разрешенного использования ЗЛФ, многие считают, что под этим подразумеваются нормативные цели эксплуатации лесов, определенные ст. 25 ЛК. На самом деле такое понимание ошибочно. Безусловно, предназначены земли лесного фонда для ведения лесного хозяйства, но это может предполагать абсолютно разные виды деятельности.

Согласно классификатору видов разрешенного использования (ВРИ), утв. Приказом Минэка № 540 от 01.09.14 на ЗЛФ можно вести деятельность, которая зашифрована под кодами 10.0-10.4:

  • рубка, заготовка, первичная обработка, хранение и вывоз древесины;
  • создание лесных дорог, помещений для переработки/хранения ресурсов, прочих объектов хозяйственной инфраструктуры;
  • выращивание насаждений и их частичная переработка;
  • заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, дикорастущих растений и кустарников, их переработка и вывоз;
  • охрана лесов и так далее.

Помимо указанных ВРИ, ст. 25 ЛК разрешает использовать леса для таких целей как:

  • строительство и эксплуатация линейных объектов;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • обустройство водохранилищ и гидротехнических сооружений;
  • геологическое изучение недр и поиск полезных ископаемых;
  • религиозная деятельность.

Допустимо ли строительство на таких территориях?

На участках лесного фонда запрещена частная капитальная застройка. В соответствии с видами разрешенного строительства определен список объектов, разрешенных для возведения на лесных землях:

  • временные постройки и жилища для людей, обеспечивающих контроль за состоянием леса;
  • временные постройки для осуществления рекреационной деятельности без вырубки больших лесных участков;
  • физкультурно-оздоровительные, детские лагеря, спортивные и спортивно-технические сооружения для осуществления рекреационной деятельности;
  • капитальные сооружения для религиозного лесопользования;
  • лечебно-оздоровительные учреждения;
  • временные постройки для деятельности, связанной с научными исследованиями, изыскательными, геологическими работами, поиском месторождений.

Несмотря на то, что частная застройка запрещена, существует возможность поселиться в населенных пунктах, расположенных на границе с естественными или искусственными лесными насаждениями. В этом случае необходимо добиться разрешения на перевод земли из одной категории в другую. Законного разрешения на строительство можно добиться в таких случаях:

  1. При изменении типа целевого назначения участка.
  2. При изменении ВРИ земельного участка без изменения его целевого назначения.
  3. Согласно урегулированию отношений по поводу участков некоторыми законами.

Какие из них могут облагаться сервитутом?

Лесной сервитут – это право ограниченного пользования лесными угодьями. Он бывает публичным и частным. Публичный сервитут устанавливается государством в законодательном порядке, а частный – по соглашению сторон или по решению суда.

Участки лесного фонда могут облагаться сервитутом в следующих случаях:

  1. Для осуществления прохода или проезда через лесную землю, в т.ч. для прохода/проезда к водоему.
  2. При эксплуатации участка физическими или юрлицами в коммерческих целях.
  3. Для периодического доступа к линейным объектам на участке.
  4. Для занятий пчеловодством.
  5. В целях изъятия древесины согласно специальным актам.
  6. Для ремонта и обслуживания инженерных коммуникаций.
  7. При размещении на участке межевых точек.
  8. При проведении дренажных работ.
  9. Для прогона скота.
  10. Для осуществления охоты.
  11. Для сбора ягод и грибов (это право, а также свободный проход через лес предоставляется гражданам бесплатно).
  12. Для проведения научно-исследовательских работ.

Можно ли использовать для огорода?

Чтобы выращивать на участках лесного фонда овощи и другие культурные растения, их ВРИ должно включать сельскохозяйственное назначение. Как правило, это земли, подлежащие рекультивации и не пригодные для восстановления лесной растительности. Чтобы не было запрета на создание огорода частным лицом, можно попытаться перевести участок из категории лесного фонда в СНТ, ЛПХ или другую. Это допускается законом в трех случаях:

  • Если организуется природная охраняемая территория.
  • При установлении или изменении границ населенного пункта.
  • При создании туристических особых экономических зон.

Таким образом, посадка огорода разрешена только тем физическим лицам, которые используют участки с ВРИ для сельхозназначения с целью огородничества, животноводства, садоводства с целью предпринимательской выгоды и на условиях аренды земли от 10 до 49 лет.

Что означает понятие захвата?

Захват земель – это административное правонарушение, которое характеризуется самовольным использованием земельных участков, к которым приравниваются и участки леса. Согласно в этом сл учае наступает административная ответственность.

Размеры штрафов, если заняты земли лесного фонда, могут определяться только должностными лицами органов, уполномоченных на защиту и охрану лесного фонда. Размеры штрафов зависят от статуса правонарушителя:

  1. Максимальные размеры штрафов назначаются юридическим лицам.
  2. Средние – должностным.
  3. Минимальные – физическим лицам.

В категорию административных правонарушений входят:

  • неоформленные прирезки;
  • несанкционированные застройки.

После уплаты штрафа, нарушителю будет вменено обязательство провести рекультивацию участка, то есть снести все постройки и убрать незаконные межи, чтобы в установленных местах продолжала функционировать лесная экосистема.

Земли лесного фонда принадлежат государству, в собственность физических и юридических лиц не оформляются. Для их получения в собственность нужен перевод земель в другую категорию, что допустимо только по решению Правительства РФ. За самозахват таких участков может следовать административная и уголовная ответственность.

Что нельзя делать?

Помимо разрешений на определенные виды использования земель лесного фонда, законом предусмотрено:

  1. Запрещено строительство жилых домов, коттеджей, прочих частных владений.
  2. Запрещено огораживать арендованные участки лесных земель, если это не природоохранная территория.
  3. Свободный доступ граждан к лесным ресурсам ограничен в случае опасности (например, лесного пожара) или для экологической безопасности. Также запрещено пребывание граждан на особо охраняемых землях.
  4. Нельзя допускать истощение почвы, пользуясь участком на условиях возмездной или безвозмездной аренды.
  5. Запрещается размещение садоводческих товариществ и дачных кооперативов.
  6. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, во время проведения определенных работ, ограничивается пребывание и въезд граждан.
  7. Запрещается собирать грибы и ягоды, а также растения, занесенные в Красную книгу РФ, а также те, которые относятся к наркотическим и психотропным веществам.
  8. Лицам, которым предоставлены в пользование земельные участки, запрещается ограничивать доступ к ним других граждан за исключением тех случаев, когда участок относится к особо охраняемым зонам или других случаев, предусмотренных ЛК РФ.
  9. Не допускается заготовка древесины некоторых пород деревьев и кустарников (перечень видов утвержден ).
  10. Сплошные рубки лесов запрещены в случаях, когда воспроизводство лесов на участках затруднено или невозможно.

Можно ли оформить в собственность

По общим правилам зарегистрировать земли лесного фонда в собственность нельзя. Однако физические и юридические лица могут ходатайствовать о смене категории территории и тем самым получить право на ее приобретение.

Разрешение на изменение ВРИ (вид разрешенного использования) выдается на трех уровнях:

  • местном;
  • региональном;
  • федеральном.

ВАЖНО! Процедура изменения ВРИ участка, принадлежащего лесному фонду, длится долго. Поэтому, чтобы пользоваться, заключают арендное соглашение по интересующему объекту.

Какие выделяют зоны по видам и результатам мониторинга?

Мониторинг указанных земель является комплексным процессом, направленным на улучшение природоохранных мероприятий. Состоит из:

  • наблюдений;
  • анализа и оценки;
  • прогнозов развития зоны мониторинга.

Выбор зон для мониторинга производится по следующим показателям:

  1. изучение опасности образования лесных пожаров;
  2. изучение и оценка лесных ресурсов;
  3. изучение и оценка земель, входящих в лесной фонд;
  4. изучение малоосвоенных массивов;
  5. анализ полученной информации для международных программ и соглашений.

На основе анализа выделяются:

  • зоны риска;
  • зоны повышенной эффективности;
  • зоны, требующие последующего изучения;
  • зоны эксплуатации;
  • резервные зоны.

Зоны риска выделяются на основании повышенной пожароопасности и могут подразделяться по классам риска. Зоны эффективности смежаются с определением зон эксплуатации и резервных зон. Для эксплуатации считаются пригодными угодья, где в текущий момент допускается вырубка и иные виды пользования, не снижающие качеств лесного массива. В резервных зонах вырубка не допускается в течение ближайших двадцати лет.

Для дифференциации зон эффективности предусмотрено применение классификации эффективности использования. Малоосвоенные массивы распределяются по приоритету освоения тех или иных участков. Основываясь на совокупности целей мониторинга, приходится использовать принцип зонирования достаточно условно, в комплексе с другими принципами и подходами.

Особое внимание уделяется изучению экологического состояния лесов и прилегающих к ним территорий:

  • взаимовлияние соседствующих экосистем друг на друга;
  • необходимость вмешательства в происходящие природные процессы;
  • эффективность использования экосистем.

На основании данных, полученных в результате мониторинга, осуществляется управление ресурсом. Выбираются массивы для вырубки, или восстановления, для перевода в другие категории.

Классификация

Такие земли подразделяются по классам особенностей лесных массивов, которые на них произрастают, а также – по целевому использованию лесов:

  1. Эксплуатационные и резервные леса, которые не входят в иные категории. Определяются как «ценные леса».
  2. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях и могут смежаться с особо охраняемыми землями, изменяя свою категорию.
  3. Леса, расположенные в водоохранных зонах.
  4. Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, в том числе – особо защитные участки.
Справка: Защитными называются леса, используемые в качестве водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных сред и защитных полос, прилегающих к объектам защиты.

Кто осуществляет перевод земель

Занятые растительностью или нелесные земли лесного фонда можно отнести к иным категориям на основании решения органа, ответственного за распоряжение ЗЛФ.

В отношении федеральных земель переводом в другую категорию занимается правительство, региональных территорий – орган власти субъекта федерации, муниципальных ЗЛФ – местное самоуправление.

Как признать право собственности на земли лесного фонда

Закон о лесной амнистии дает право собственникам сохранить свои права на земли лесного фонда.

Куда следует обратиться для того, чтобы признать право собственности на участок лесного фонда?

От Вашей конкретной ситуации зависит с каким заявлением нужно обратиться в Росреестр. Заявление может быть:

1. О государственной регистрации права (в том числе в связи с переходом права к другому лицу),

2. О постановке на кадастровый учет земельного участка (если его кадастровый учет не произведен ранее),

3. Об уточнении границ земельного участка

4. С заявлением об устранении реестровой ошибки в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона “О Государственной регистрации прав”.

В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Закона № 280-ФЗ) сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Таким образом, правообладатель также может обратиться в орган лесного хозяйства соответствующего субъекта РФ с заявлением о внесении изменений в ГЛР на основании статьи 14 Федерального закона 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и пункта 7 статьи 10 Закона № 280-ФЗ.

Строительство

На землях лесного фонда допускаются строительные работы. Но построить на них частный дом нельзя. Законодательство допускает возведение следующих типов построек на лесных участках:

  • сторожки и иные строения подобного рода;
  • туристические лагеря;
  • физкультурные комплексы;
  • оздоровительные санатории.

Частные постройки допускается возводить только на землях населенных пунктов и сельскохозяйственных землях. При этом нередко застройка земель лесного фонда велась из-за нечеткого деления земель по категориям.

Перевод земель лесного фонда в землю населенных пунктов может потребоваться при необходимости проведения строительных работ на землях или использования их для иных целей, не предусмотрены действующей редакцией Земельного кодекса.

Также участок земли из Лесного фонда нельзя оформить в собственность до того как он не будет исключен из лесного реестра.

Такой перевод в землю населенного пункта производится в исключительных ситуациях и данная процедура предполагает специальный порядок.

Так, согласно действующему законодательству допускается подобный перевод в следующих случаях:

  • когда такое изменение предусмотрено лесоустроительной документацией/документацией территориального планирования;
  • при изменении черты поселений;
  • в целях создания охраняемых территорий, отнесения земель к историко-культурным, природоохранным зонам;
  • при отсутствии нужд в ЗУ у лесного хозяйства;
  • при невозможности дальше использовать землю целевым образом;
  • при потребности в землях в оборонных целях и пр.

Какие бывают категории земель в РФ

Согласно законодательству РФ, существует 7 основных категорий земель:

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, космической деятельности и иного спецназначения;
  • территории под особой охраной государства;
  • занятые лесами;
  • под водными объектами;
  • запаса.

Категория определяется исходя из целевого назначения участков, что впоследствии влияет на виды разрешенной эксплуатации. Например, в отношении категории земель лесного фонда (ЗЛФ) установлено, что они могут использоваться как непосредственно для создания лесонасаждений, так и для ведения лесного хозяйства, даже если не покрыты густой растительностью.

Передача на основе концессии

В соответствии со ст. 11 ФЗ № 115 от 21.07.2005, лесной участок получит концессионер на праве аренды, если надел нужен ему для создания объекта или осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Касается это только проектов, связанных с возведением или эксплуатацией:

  • гидротехнических сооружений;
  • объектов портовой инфраструктуры;
  • линий связи и электропередач;
  • дорожной инфраструктуры;
  • сооружений для ведения сельхоздеятельности;
  • физкультурно-оздоровительных и спортивных проектов и некоторых других.

В рамках концессии, например, при создании физкультурно-оздоровительного центра, можно построить спальный корпус на земле лесного фонда или иное жилое сооружение.

Какие земли относятся к лесному фонду

Существует три категории территорий лесного фонда. Состав земель первой из них:

  • берега рек, других водных объектов, защищенные зоны мест обитания ценных промысловых рыб, государственные лесополосы;
  • участки, расположенные возле автомобильных и железнодорожных магистралей, находящиеся в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных зонах;
  • природные памятники, территории национальных парков, заповедников;
  • находящиеся под санитарной охраной курортов (первой и второй зон);
  • площади для восстановления лесов;
  • территории с ценными породами деревьев, плодовых насаждений.

Вторая категория земель объединяет в себе территории лесных зон, располагающихся в местностях с высокой плотностью населения и выполняющих защитную функцию. Также к этому типу относятся древесные насаждения, которые находятся в субъектах государства, испытывающих нехватку энергетических ресурсов.

Земли третьего типа — это региональные массивы, имеющие эксплуатационное значение. Они делятся на два вида:

  1. освоенные;
  2. резервные.

ВАЖНО! Границы земель ЛФ определяются по специальным межевым знакам или по картографическим материалам. Их исключение или присоединение происходит в соответствии с действующими законами Лесного и Земельного кодексов.

Порядок и особенности распоряжения

Порядок использования и охраны лесных земель регулируется земельным и лесным законодательством. Лесной кодекс применяется к земельным отношениям, если они не урегулированы земельным.

Лесные земли находятся в федеральной собственности. Участками, на которые государственная собственность не разграничена, распоряжаются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

В отношении участков, передаваемых в аренду, проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды. Помимо аренды, земли, находящиеся в собственности государства или муниципалитета, могут предоставляться в безвозмездное срочное или бессрочное пользование.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ подразумевают собой:

  1. Владение, распоряжение, эксплуатация лесных участков, находящихся в их собственности.
  2. Установление размера ставки за единицу площади земельного участка для передачи его в аренду.
  3. Установление размера платы за единицу объема заготовленной древесины на участках.
  4. Установление порядка и нормативов заготовки гражданами древесины и прочих лесных ресурсов для своих нужд.
  5. Иные полномочия.

Классификатор

Классификатор видов разрешенного использования земель используется для определения типа деятельности, которую можно вести на участке.

Наименование ВРИ Описание ВРИ земельного участка Код ВРИ
Природно-познавательный туризм Размещение палаточных лагерей для проведения экскурсий и походов, пеших и верховых прогулок, обустройство тропинок с осуществлением необходимых мероприятий по охране и восстановлению природной среды. 5.2.
Рекреация Обустройство площадей для занятий спортом, отдыха и туризма, пешими и верховыми прогулками, рыбалки, пикников, охоты. Создание парков, городских лесов, сквером, водных объектов общего пользования, обустройство и уход за ними. 5.0
Туристическое обслуживание Размещение детских лагерей, пансионатов, кемпингов, туристических гостиниц с целью получения предпринимательской выгоды без оказания лечебных услуг. 5.2.1.
Охота и рыбалка Обустройство мест для охоты и рыбалки, в том числе, сооружений, необходимых для этих целей. 5.3.
Недропользование Осуществление геологических изысканий, размещение капитальных построек для целей недропользования. 6.1.
Транспорт Строительство различных путей сообщения для перевозки людей и грузов. 7.0.
Водный транспорт Размещение искусственно созданных внутренних путей водных путей и объектов капитального строительства для обеспечения судоходства. 7.3.
Особая охрана и изучение природы Охрана и изучение природы на охраняемых границах, где запрещена любая хозяйственная деятельность. 9.0.
Охрана природных территорий Охрана отдельных участков окружающей среды с ограничением хозяйственной деятельности. 9.1.
Курортная деятельность Использование природных лечебных ресурсов, их охрана от истощения. 9.2.
Санаторная деятельность Строительство санаториев и профилакториев для лечения и оздоровления населения. 9.2.1.
Использование лесов Заготовка, обработка, вывоз древесины и других лесных ресурсов. 10.1-10.5.
Водные объекты Болота, ручьи, реки, озера, ледники и другие поверхностные водные объекты. 11.0.

Можно ли строить на участках ЗЛФ

Арендаторы и пользователи лесных участков нередко задаются вопросом, можно ли строить на ЗЛФ. Поскольку такие земли находятся под особой государственной охраной, жилищное, промышленное и иное строительство на этих территориях запрещено.

Разрешенным считается только возведение объектов лесной инфраструктуры. Создание любых других строений должно быть согласовано.

В соответствии со ст. 21 ЛК, когда действия не касаются объектов лесной инфраструктуры, строительство на землях лесного фонда возможно, если оно связано с:

  • геологическими исследованиями и поиском полезных ископаемых;
  • использованием водохранилищ, гидротехнических сооружений, портов;
  • созданием ЛЭП, трубо- и газопроводов и иных инженерных сетей, дорожной инфраструктуры;
  • рекреационной или религиозной деятельностью;
  • заготовкой и переработкой лесных ресурсов.

Право пользования землями лесного фонда

В соответствии со статьёй 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, право постоянного бессрочного пользования лесным фондом предоставляется исключительно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Право безвозмездного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

Исходя из статьи 39.10 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:

  1. тем же лицам, которым предоставляются участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, но только на срок до 1 года;
  2. в виде служебных наделов работникам организаций (например, работникам организаций транспорта), но только на срок трудового договора;
  3. религиозным организациям;
  4. лицам, которые заключили договор на строительство или реконструкцию объектов недвижимости в соответствии с 44-ФЗ;
  5. гражданам для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства или КФХ в определенных муниципальных образованиях, но только на срок не более 6 лет;
  6. гражданину, если на этом участке находится его служебное жилое помещение;
  7. гражданину для сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд на срок не более чем 5 лет;
  8. гражданам и ЮЛ для сельскохозяйственного,
    охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования;
  9. садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет;
  10. некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства;
  11. лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
  12. лицам, с которыми заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  13. лицу, право безвозмездного пользования которого на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, прекращено в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка;
  14. лицу в случае и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”;
  15. гражданину на Дальнем востоке в соответствии с № 119-ФЗ;
  16. Московскому фонду реновации жилой застройки, созданному субъектом Российской Федерации;
  17. акционерному обществу “Почта России”.

Для того чтобы право пользования землями лесного фонда было предоставлено, необходимо заключить договор с уполномоченным органом.

Помимо постоянного бессрочного и безвозмездного пользования лесным участком законодательством предусмотрено такое право как сервитут.

Лесной сервитут – право пользоваться чужими лесными угодьями в своих целях.

Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.

Сервитут бывает публичным и частным.

Публичный сервитут, в частности, позволяет гражданам страны находиться в лесных угодьях, собирать там свободно растущие дикие ягоды, растения и т.д. Разумеется, если нет никаких ограничений со стороны местных законов.

Частный сервитут подразумевает возможность ограничить нахождения граждан в лесу. Это ограничение основывается на различных судебных решениях и правоустанавливающих актах.

К примеру, физическое лицо занимается постройкой чего-либо в лесу. Для этого ему требуется постоянный подъезд строительной техники, подключения энергии, газа и воды. Однако это возможно лишь через территорию соседей. Тогда лицо может установить с ними договор. Сосед может позволить физическому лицу использовать его территорию в целях строителя, но, конечно, имеет полное право запросить с него соответствующую оплату. Это и называется процедурой установления лесного сервитута.

Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом некоторых ограничений ограничений.

Как перевести землю лесного фонда в другую категорию

Чтобы изменить ВРИ надела лесного фонда для его дальнейшего приобретения в собственность, требуется соблюсти условия. Процедура может быть выполнена по одному из следующих оснований:

  • изменение назначения участка в устроительной документации;
  • увеличение или уменьшение границ муниципального образования;
  • по решению экологической экспертной группы;
  • невозможность использования территории по основному назначению;
  • прекращение необходимости обеспечивать потребности лесного хозяйства.

Порядок оформления:

  • Получить сведения из ЕГРН.
  • Составить заявление.
  • Собрать документы.
  • Получить решение.

Организации, уполномоченные решать вопросы по смене ВРИ:

  • правительство РФ – если объектом выступает территория с необозначенными границами;
  • отделение департамента лесного хозяйства – если границы объекта установлены.

Список документов:

  • паспорт (для физических лиц);
  • заявление;
  • выписка из реестра организаций или индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и ИП);
  • решение экологической экспертной группы (если требуется);
  • выписка о характеристиках территории из Росреестра;
  • расчетная информация о доходах и расходах хозяйства после изменения категории участка.

Заявление составляется в свободной форме с соблюдением правил ведения деловой документации. Необходимо указать:

  • наименование учреждения, в которое подается обращение;
  • персональные данные заявителя;
  • выписка из кадастрового реестра;
  • текущая категория надела;
  • в какой ВРИ переоформляется;
  • подробное описание причины, в связи с которой требуется оформить перевод.

Срок рассмотрения заявки составляет 30 календарных дней. По его истечении заявитель будет уведомлен о вынесенном решении в письменной форме.

Аренда наделов лесфонда

Правила аренды участков лесного фонда установлены в гл. 6 ЛК. В соответствии со ст. 71 ЛК, арендовать надел могут как граждане, так и организации. Передача в пользование на этом основании осуществляется по договорам аренды, которые заключаются в общих случаях на срок от 10 до 49 лет (ст. 72 ЛК).

Обычно соглашение составляется с победителем торгов, которые проводятся в форме аукциона по правилам, установленным Методическими рекомендациями, утв. Приказом Минсельхоза № 75 от 04.05.2009. В документе оговариваются случаи, когда договор можно заключить без проведения торгов.

Соискатель не должен находиться в реестре недобросовестных арендаторов.

Перед тем как взять в аренду ЗЛФ, заинтересованное лицо обращается к организатору торгов, владельцу земли или уполномоченной им торгующей организации, с заявкой. Ее можно составить в свободной форме, но обязательно указать:

  • наименование лица, желающего взять участок в аренду;
  • его анкетные и прочие данные;
  • место расположения участка;
  • место жительства заявителя.

К заявлению нужно приложить минимальный список документов:

  • удостоверение личности заявителя;
  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП для юрлиц и ИП соответственно;
  • квитанцию, подтверждающую внесение задатка в размере от 10 до 100% от начальной стоимости аренды.

Начальная цена определяется на основании рекомендаций правительства, а конечная – по результатам торгов.

Одного лишь заключения договора аренды недостаточно для использования ЗЛФ. Арендатор должен разработать проект освоения лесов на арендованных участках лесного фонда и получить по нему положительное заключение.

Как получить надел в лесистой местности и как потом его использовать

Получить такой участок вправе как физическое, так и юридическое лицо, но права его пользования строго оговорены. Это:

  • аренда с использованием для производственных нужд;
  • безвозмездное пользование;
  • концессия (договор, по которому передается муниципальная собственность);
  • не длительное пользование.

От арендаторов требуется соблюдать в точности все положения заключенного соглашения: реализация мероприятий по лесовосстановлению, соблюдение санитарно-гигиенических норм, запрет на оставление заготовленной древесины, недорубов на месте рубок, когда срок вывозки уже истек.

Арендаторам дозволено заниматься заготовкой древесины, пчеловодством, вырубкой новогодних елок. Они могут использовать арендованные территории под сенокосы и пастбища, как площадку для научно-исследовательских разработок, проведения различных спортивных и оздоровительных мероприятий.

Согласование границ земельного участка

Часто возникают спорные ситуации, доводящие до судебных разбирательств, поскольку при регистрации частного земельного участка и составлении межевого плана оказывается, что часть земли находится на границе или за границей земель лесфонда.

Согласование границ осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом) и его территориальными органами, поскольку земли лесного фонда относятся к федеральному имуществу. Для этого лицо, заинтересованное в проведении согласования, предоставляет следующие документы:

  1. Акт согласования границы с землями федеральной собственности.
  2. Чертеж участка с указанием поворотных точек.
  3. Письмо из лесничества, подтверждающее смежность границ участков и тот факт, что они не пересекаются.
  4. Картографические документы, обозначающие границы земельных участков и позволяющие определить, что границы лесных земель не нарушаются.

Помимо этого, физическое лицо предоставляет правоустанавливающие документы на участок, при обращении кадастрового инженера дополнительно потребуется копия договора на выполнение кадастровых работ.

С 01.01.2017 года действует новая форма Акта согласования границ. Он должен содержать следующие сведения:

  1. Информация о всех участниках согласования.
  2. Схема участка с обозначенными границами.
  3. Информация о результатах согласования.
  4. Информация о возражениях (при наличии).
  5. Подписи всех сторон, в том числе кадастрового инженера.

Процедура согласования:

  1. Осуществляется геодезическая съемка участка.
  2. Кадастровый инженер получает все данные, в т.ч. информацию из госреестра о границах земель. При отсутствии документов граница определяется по забору, существовавшему более 15 лет или каким-либо природным объектам.
  3. Определяются контрольные точки – пункты межевой сети.
  4. Проводится обследование границ с поиском межевых знаков.
  5. Определяются координаты точек поворота – мест смены направления границ.
  6. Вычисляется площадь.
  7. Подготавливается акт согласования границ с подписанием.
При согласовании границ проводится собрание с необходимым присутствием всех участников – собственников и представителей собственников земель.

Земли лесного фонда принадлежат государству. При этом каждый гражданин может беспрепятственно проникать на большинство участков и пользоваться лесными ресурсами, за исключением тех, которые попадают под категорию особо охраняемых природных зон.

Муниципальные и госучреждения могут пользоваться землями бессрочно и на безвозмездной основе, однако физическое лицо не может построить на участке лесфонда жилой дом или другое частное капитальное строение.

Карта ЗЛФ

В настоящее время в открытом доступе пока не существует специально разработанной отдельной карты российских лесов. В некоторых субъектах РФ, например, в Московской области, создана карта лесного фонда регионального назначения с границами лесных участков на публичной карте области.

Картографические снимки лесных угодий можно запросить в местном представительстве Рослесхоза.

Как оформлять: процедура подготовки документов

Чтобы участок леса или его часть перевести из одной категории в другую:

  1. Необходимо подать заявление-ходатайство, приложив к нему всю требуемую документацию.
  2. Правила таковы, что документация заявителя проходит при рассмотрении три уровня: местный (муниципальный), региональный (в масштабе субъекта Федерации), Федеральный (общегосударственный).
  3. Придется обосновать необходимость этого действия, независимо от того, что послужило тому основанием: потребности обороны и безопасности, сельхознужды или размещение на этих землях объекта, имеющего культурное значение. А причины перевода оглашены и агрументированы на общественных слушаниях.
  4. Заявителю придется возместить убытки от смены категории. Для этого выработан четкий механизм и формула исчисления.

К ходатайству должны быть приложены:

  • удостоверение личности заявителя (от граждан – паспорт, от предпринимателя или организации – выписки с госреестра ИП или ЕГРЮЛ);
  • выписки из госкадастра, ЕГРП;
  • разрешение правообладателя земли на выполнение перевода;
  • заключение экологической госэкспертизы (если закон требует ее проведения);
  • сведения о потерях сельхозпроизводства или лесхоза.

Лицо (гражданин или организация) ходатайствует о смене категории участка (целиком или частично), обращаясь с заявлением в орган исполнительной госвласти или местного самоуправления в районе размещения землевладения, которые закон уполномочил рассматривать такие обращения.

Подать заявлением на изменение с целью смены категории может сам орган госвласти или же муниципалитет, когда:

  • создается особо охраняемая природная зона (изъятия владения у его правообладателя может не потребоваться);
  • у поселения должны быть зафиксированы или изменены межевые контуры.

По завершении процедуры оформляется акт. Заявитель может получить отказ, если написало его ненадлежащее лицо, если приложенные документы подобраны или оформлены с нарушением требований Федерального Закона.

И тогда лесопользователь обретает:

Права Обязанности
Вырубать деревья Рекультивировать почву
Косить сено и пасти скот Не допускать истощения гумуса
Охотиться и заниматься сбором ягод, грибов для последующих заготовок Сохранить и упрочить защитные функции лесного массива, обеспечить его воспроизведение
Использовать участок для размещения пчелиных пасек и разведения пчел При организации производства на территории владения, исключить нарушение экологии
Проводить научные исследования, заниматься выращиванием саженцев, организовывать спортивные и другие оздоровительные мероприятия Обеспечить соблюдение норм пользования лесами, восстановление его запасов и охрану
Получать разрешения и возводить постройки для лесного хозяйства Гарантировать сохранность фауны и флоры

С точки зрения закона, лесные угодья и составляющие их земли и воды, флора и фауна, сама атмосфера – это единое целое, неделимый организм. И все требования, которые кодекс предъявляет к лесовладению, учитывают это обстоятельство.

Максимум, на что субъект Федерации своим решением представит участок с лесом – лет на десять. Получить его могут:

  • те, кто планирует заняться сельским хозяйством;
  • лица, деятельность которых имеет отношение к обороне РФ и лесоохране;
  • представители коренных малочисленных северных народов;
  • религиозное объединение.

Для этого достаточно обратиться в Министерство природных ресурсов РФ, доказать свое право и желанный клочок земли заполучить в пользование.

Такого права лишены некоммерческие и всевозможные гражданские объединения, сферой деятельности которых являются вопросы дачных хозяйств и ИЖС.

Чтобы владение было бессрочным, необходимо участие в торгах (подается заявление с указанием кадастрового номера, подбираются документы). Только выиграв конкурс, гражданин оформит договор и получит землю для своих личных или производственных нужд.

  1. Аренда.

Если вы на открытом конкурсе предложили за участок максимальную по сравнению с другими претендентами сумму, у вас есть все шансы, что на 49 лет (или меньше согласно условиям торгов) он окажется в вашем владении.

Избежать этого условия можно, если на участвующем в конкурсе наделе есть законные постройки, и они в вашей частной собственности либо вы как инвестор в сфере лесного фонда хорошо себя зарекомендовали, либо вы охотовед.

Договор аренды, который будет составлен, читайте и изучайте внимательно. Именно в нем будут изложены все требования, которые государство или муниципалитет будут к вам предъявлять.

Кроме того, как арендатор вы обретаете еще одну обязанность – своевременно оплачивать аренду.

Распределение территории по категориям

Кроме того, что массивы, покрытые лесом, входят в категорию лесного фонда, они могут относиться к иным категориям и служить соответствующему целевому назначению. В том числе:

  1. Защитные лесополосы вдоль железных дорог, которые относятся к землям транспорта и входят в категорию земель промышленности и специального назначения.
  2. Лесные массивы, прилегающие к зонам населённых пунктов, или входящие в них, относятся к категории земель поселений.
  3. Лесопосадки, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, которые входят в данную категорию.
  4. Защитные лесополосы приграничных районов, входящие в зону обороны и безопасности.
  5. Территории, переданные под организацию отдыха или под заповедники и иные мероприятия, которые вошли в категорию особо охраняемых зон рекреационного и природоохранного назначения.
  6. Запретные полосы по берегам некоторых водоёмов, относящиеся к водному фонду.
Внимание! Перевод земель лесного фонда в другую категорию допускается только Постановлением Правительства РФ.

Прецеденты для изменения категории могут быть нижеследующими:

  • передача военному ведомству для оборонных нужд;
  • расширение границ населённого пункта;
  • передача муниципальному образованию для публичных нужд.

Распределением лесных зон по категориям занимается Рослесхоз, под отчёт перед Правительственными комиссиями. Для такой процедуры необходимо обоснование причин изменения категории, с опорой на заключение государственных, экологических и независимых экспертов и комиссий.

Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/urist/zemli-lesnogo-fonda-i-ih-ispolzovanie-5c9b22ff7bdd7600b334f50f
  • https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-lesnogo-fonda.html
  • https://pravovdom.ru/zemlya/zemli-lesnogo-fonda-pravovoj-rezhim.html
  • https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/kategorii/lesnogo-fonda/perevod-v-sobstvennost.html
  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/kategorii/zemli-lesnogo-fonda.html
  • https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/kategorii/lesnogo-fonda/naznachenie-i-vidy-ispolzovaniya.html
  • https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/kategorii/lesnogo-fonda/obshhaya-harakteristika.html
  • https://zemarenda.ru/prava-na-zemli-lesnogo-fonda/
  • https://ozhkh.ru/zemelnyj-uchastok/zemli-lesnogo-fonda
  • https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ispolzovanie-lesnogo-fonda.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: