Жилищный фонд – что это такое, понятия и виды, социального и коммерческого использования

Содержание
  1. Статья 19. Жилищный фонд
  2. Комментарий к Ст. 19 Жилищного кодекса РФ
  3. 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
  4. 2. СОСТАВ ЖИЛИЩНЫХ ФОНДОВ, ДИФФЕРЕНЦИРУЕМЫХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
  5. 3. ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
  6. 4. УЧЕТ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
  7. 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И СОХРАННОСТЬЮ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
  8. Разделение жилищного фонда
  9. Виды жилищных фондов
  10. Специализированные жилищные фонды
  11. Социальные жилищные фонды
  12. Жилищный фонд индивидуального назначения
  13. Государственный учет жилищного фонда
  14. Коммерческие жилищные фонды
  15. Жилищный фонд для беженцев и вынужденных переселенцев
  16. Предоставление жилых помещений по договору социального найма
  17. Предоставление жилья по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
  18. Содержание и ремонт
  19. Мониторинг использования жилищного фонда
  20. Заключение

Статья 19. Жилищный фонд

СТ 19 ЖК РФ.

1. Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории
Российской Федерации.

2. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в
собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих
на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых
помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный
фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих
на праве собственности муниципальным образованиям.

3. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых
гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального
жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда
социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного
жилищных фондов.;
2) специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для
проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего
Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
3) индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений частного
жилищного фонда, которые используются гражданами – собственниками таких помещений для
своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях
безвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками таких помещений для
проживания граждан на указанных условиях пользования;
4) жилищный фонд коммерческого использования – совокупность жилых помещений,
которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях
возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены
собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых
помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

4. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной
власти. 

5. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен
предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую
инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых
помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях,
связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

6. Мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности
осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 19 Жилищного кодекса РФ

1. Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые помещения в нежилых помещениях; специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан (утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа), специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты (для инвалидов, ветеранов и др.)), квартиры, служебное жилье, иные жилые помещения в других строениях, пригодных для постоянного проживания.

Помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями торгового, коммунально-бытового, медицинского обслуживания в жилых домах, исключаются из жилого фонда.

Из жилищного фонда также исключаются жилые помещения в случаях их перевода в нежилые помещения (ст. 22 Кодекса), а также признания их непригодными для проживания.

Как правило, к жилищному фонду (по правовому режиму использования) не относятся жилые помещения, находящиеся в посольствах, представительствах, консульских учреждениях иностранных государств на территории Российской Федерации.

2. 1) К частному жилищному фонду относятся жилые помещения, находящиеся в собственности граждан: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных, жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях (при наследовании, дарении);

к частному жилищному фонду относятся также жилые помещения, принадлежащие на правах собственности юридическим лицам: товариществам, обществам; жилищным, жилищно-строительным кооперативам (с не полностью выплаченным паевым взносом).

2) К государственному жилищному фонду принадлежит ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности.

К жилищному фонду субъектов Российской Федерации относятся жилищные помещения, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления соответствующего субъекта, а также ведомственный фонд, находящийся в хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности.

3) Муниципальный жилищный фон образуют жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования (района, города), а также ведомственный фонд, находящийся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

4) Общественный жилищный фонд принадлежит общественным образованиям и объединениям на праве собственности.

3. Классификация жилищных фондов по целям использования является производной от их классификации по формам собственности. В процессе их использования по целям решающее значение придается форме собственности.

1) Возведенные жилые объекты распределяются на основе планов социально-экономического развития регионов и передаются субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям на правах собственности для целевого использования, прежде всего, заключения договоров социального найма с гражданами, признанными малоимущими.

2) За счет государственного, муниципального жилищных фондов образуются специализированные жилищные фонды: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан (ст. 92 Кодекса).

3) Индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, построенных или приобретенных гражданами за счет собственных средств и используемых ими для своего проживания и проживания членов своей семьи. Жилые дома и жилые помещения, принадлежащие юридическим лицам, к индивидуальному жилищному фонду не относятся (жилые фонды обществ, товариществ, кооперативных, общественных и других организаций и объединений).

4) Жилищный фонд коммерческого использования – совокупность жилых помещений, используемых для проживания граждан на условиях возмездного пользования (на основе договора коммерческого найма) (см. комментарий к п. “б” ч. 2 ст. 30 Кодекса).

4. Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 13 октября 1997 г. “О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации” утвердило специальное Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации <*>.
——————————–
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 42. Ст. 4787.

Государственному учету жилищного фонда подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежитие, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для постоянного проживания <*>.
——————————–
<*> Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации утверждена Приказом Минземстроя от 4 августа 1998 г. (с изм. от 4 сентября 2000 г. Госстроем Российской Федерации) // Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2000. N 5.

5. Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета составляет технический учет (техническая инвентаризация и техническая паспортизация), осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений.

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

Под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 19 ЖК РФ). Это легальное определение включает в понятие жилищного фонда все жилые помещения независимо от отнесения их к той или иной форме собственности. В зависимости от классификационных оснований жилищные фонды дифференцируются на различные виды.

Так, в зависимости от форм собственности жилищный фонд согласно п. 2 ст. 19 ЖК подразделяется на:

  1. частный жилищный фонд, который состоит из совокупности жилых помещений, находящихся в собственности граждан и собственности юридических лиц;
  2. государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
  3. муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется в соответствии с п. 3 ст. 19 ЖК РФ на:

  1. жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  2. специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  3. индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
  4. жилищный фонд коммерческого использования – совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Практическое значение приведенной дифференциации жилищных фондов на указанные состоит в том, что законодатель связывает правовой режим жилого помещения с тем, в каком жилищном фонде оно находится. Наряду с указанными фондами, которые можно, условно говоря, назвать основными, существуют по крайней мере два фонда, которые носят вспомогательный характер. К таковым следует отнести: 1) Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; 2) аварийный жилищный фонд <1>.
——————————–
<1> Нормативной основой образования и функционирования названных Фондов является Федеральный закон (принят Государственной Думой РФ 6 июля 2007 г., одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 г. и подписан Президентом Российской Федерации 21 июля 2007 г.) N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” // Российская газета. N 162. 2007. 27 июля.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства образуется и действует в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания и деятельности некоммерческой организации.

Согласно названному Закону Фонд осуществляет следующие функции:

  1. рассматривает подготовленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда;
  2. принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к ним документов требованиям, установленным Федеральным законом N 185-ФЗ;
  3. принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств фонда на основании заявок;
  4. осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов;
  5. осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных Федеральным законом N 185-ФЗ условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Перечисленные функции четко характеризуют как цели деятельности Фонда, так и его сущностное назначение. Имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере 240 млн. руб., а также доходов, полученных фондами от размещения временно свободных средств и других не запрещенных законом поступлений. Имущество Фонда принадлежит ему на праве собственности и используется для выполнения его функций.

По своей юридической природе Фонд представляет собой государственную корпорацию, которая создается Российской Федерацией со сроком действия до 1 января 2012 г. и с 1 января 2012 г. подлежит ликвидации. Основанием для ликвидации Фонда является прекращение его деятельности с 1 января 2012 г. Основанием для ликвидации Фонда до истечения указанного периода является использование в полном объеме средств Фонда, предназначенных для осуществления его деятельности.

Аварийный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений в домах, которые признаны до 1 января 2007 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Физический износ жилых зданий определяется правилами оценки физического износа жилых зданий. Эти Правила утверждены Приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 г. N 446 и введены в действие 1 июля 1987 г. Под физическим износом конструкции, элемента, системы инженерного оборудования и здания в целом согласно указанным Правилам понимается утрата ими первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и др.) в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека.

Физический износ на момент его оценки выражается соотношением стоимости объективно необходимых ремонтных мероприятий, устраняющих повреждения конструкции, элемента, системы или здания в целом, и их восстановительной стоимости. Физический износ отдельных конструкций, элементов, систем или их участков оценивается путем сравнения признаков физического износа, выявленных в результате визуального и инструментального обследования, с их значениями, приведенными в таблицах, содержащихся в названных Правилах.

2. СОСТАВ ЖИЛИЩНЫХ ФОНДОВ, ДИФФЕРЕНЦИРУЕМЫХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

Частный жилищный фонд, как указывалось выше, состоит из совокупности жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц.

В свою очередь, в состав жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, входят:

а) индивидуальные жилые дома;
б) приватизированные и построенные дома;
в) приобретенные по различным правовым основаниям (по договорам купли-продажи, мены, дарения, по наследованию и по иным правовым основаниям, предусмотренным законодательством) квартиры и дома;
г) квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом;
д) квартиры в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир.

Источники пополнения жилищного фонда граждан:

  1. строительство новых жилых домов на праве собственности за счет собственных средств, а также с привлечением государственного кредита, безвозмездных субсидий и иных средств. С каждым годом все более увеличивается строительство жилых домов (дач, коттеджей) на землях сельского поселения;
  2. приватизация гражданами квартир, находящихся в домах государственного и муниципального жилищных фондов;
  3. строительство и приобретение домов на основании гражданско-правовых сделок;
  4. приобретение домов и квартир в порядке наследования;
  5. приобретение жилья путем участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах и др.

Жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), включает:

  1. жилые дома и другие жилые помещения, приобретенные по всем основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  2. право собственности на жилые помещения у юридических лиц возникает в результате их долевого участия в жилищном строительстве либо использования других форм вложения своих средств в это строительство;
  3. оформив предварительно (надлежащим образом) свое право (право собственности, долгосрочной аренды или наследования) на соответствующий земельный участок, юридические лица могут строить жилье самостоятельно.

Чаще всего юридические лица приобретают жилые помещения в собственность для предоставления их своим работникам, нуждающимся в получении жилья или в улучшении жилищных условий. Особенностью права собственности юридических лиц на жилые помещения является то, что оно ограниченно, так как собственники – частные юридические лица могут только сдавать жилые помещения в пользование гражданам на основании договора найма.

Государственный жилищный фонд законодатель определяет как совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации). Государственная собственность на жилищный фонд подразделяется на федеральную собственность и собственность отдельных субъектов Российской Федерации.

В свою очередь, государственный жилищный фонд подразделяется на: 1) ведомственный жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении государственных федеральных предприятий; 2) ведомственный жилищный фонд, находящийся в оперативном управлении государственных федеральных учреждений.

Находящийся в федеральной собственности Российской Федерации ведомственный жилищный фонд по объему составляет около 60% всего жилищного фонда страны. Этот фонд постоянно пополняется за счет: 1) централизованных капитальных вложений; 2) нецентрализованных средств названных предприятий, организаций, ведомств.

Дома ведомственного жилищного фонда предназначены для обеспечения жилищных потребностей: 1) работников предприятий, учреждений, ведомств; 2) работников медицинских, культурно-просветительных и некоторых других учреждений, непосредственно обслуживающих трудовой коллектив того или иного предприятия, учреждения, ведомства. В домах ведомственного жилищного фонда пользуются жилыми помещениями граждане, оставившие работу на данном предприятии, в учреждении, организации в связи с уходом на пенсию.

Жилищный фонд субъектов Российской Федерации включает:

  1. жилые помещения, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации;
  2. жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении предприятий, созданных субъектами Российской Федерации;
  3. жилые помещения, находящиеся в оперативном управлении учреждений, созданных субъектами Российской Федерации.

Главное назначение жилищного фонда субъектов Российской Федерации – обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих на территории республик, краев, областей, Еврейской автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также работников тех государственных предприятий и учреждений, которые находятся в управлении и подчинении органов власти субъектов Российской Федерации.

Муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Этот фонд включает жилые дома и иные жилые помещения, принадлежащие на праве собственности району, городу, поселку городского типа и другим муниципальным образованиям. Эти жилые помещения закрепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” с 1 января 2006 г. в собственности муниципальных образований находится жилищный фонд лишь социального использования. Жилые помещения этого фонда используются для обеспечения жильем малоимущих граждан, проживающих в муниципальном поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3. ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

Изменения в составе государственного и муниципального жилищных фондов происходят в связи с осуществляемой в стране приватизацией государственного и муниципального жилищных фондов. Приватизация гражданами нашей страны жилых помещений, находящихся в государственном и муниципальном жилищных фондах, претерпела с 4 июля 1991 г., с момента начала действия Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”, по настоящее время ряд существенных изменений. Провозгласив, что целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда, законодатель, видимо, пришел к выводу, что указанная цель достигнута, и признал ст. 1 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”, которая объявила приватизацию жилых помещений как бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах, утратившей силу с 1 января 2007 г. <2>.
——————————–
<2> См.: подп. 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”.

В Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 1 сентября 2006 г., согласно которым указанная ст. 1 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” “…утрачивает силу лишь с 1 марта 2010 г.”. Следовательно, если указанный срок не будет продлен, то государственный и муниципальный фонды будут уменьшаться до 1 марта 2010 г. в связи с осуществлением гражданами приватизации находящихся в указанных фондах жилых помещений.

Законодатель бережно относится к жилищному фонду. В этих целях он закрепляет принципиальные положения по вопросам о допустимости использования жилых домов и жилых помещений для нежилых целей. Часть 3 ст. 17 ЖК РФ содержит императивную норму, согласно которой размещение в жилых помещениях промышленных производств не допускается. Аналогичное положение закреплено в п. 3 ст. 288 ГК РФ. Вместе с тем в п. 2 ст. 17 ЖК РФ предусмотрено правило, допускающее использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. В соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 288 ГК РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений или организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод же помещений из жилых в нежилые, а также из нежилых в жилые, как известно, производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности (п. 1 ст. 22 ЖК РФ).

Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми (п. 3 ст. 22 ЖК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если:

  1. доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания;
  2. право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 23 ЖК РФ органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее – заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, в соответствии с п. 2 ст. 23 ЖК РФ представляет:

  1. заявление о переводе помещения;
  2. правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  3. план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым – технический паспорт такого помещения);
  4. поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
  5. подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать предоставления других документов, кроме документов, указанных выше (п. 1 – 5). Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений.

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через 45 дней со дня представления указанных документов (п. 4 ст. 23 ЖК РФ). Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в п. 4 ст. 23 ЖК РФ решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации <3>. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.
——————————–
<3> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 г. N 502 // Российская газета. 2005. 17 августа; Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 33. Ст. 3430.

В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения документ, подтверждающий перевод помещения, должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.

Завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее – акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах. Признание жилого помещения непригодным для проживания является основанием перевода его в разряд нежилых помещений.

4. УЧЕТ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

В соответствии с п. 4 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Правительство РФ Постановлением от 13 октября 1997 г. N 1301 утвердило Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации <4>. В соответствии с этим Положением основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.
——————————–
<4> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 42. Ст. 4787.

Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает:

  1. технический (оперативный) учет;
  2. официальный статистический учет;
  3. бухгалтерский учет.

Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. При этом технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее – БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация. Порядок проведения государственного учета жилищного фонда определяется Приказом Госстроя РФ от 4 декабря 1997 г. N 17-127 “О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации”, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10 сентября 2004 г. N 477, от 19 марта 2005 г. N 141, от 28 декабря 2006 г. N 818), утвердившим Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

БТИ обязаны осуществлять:

  1. техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда;
  2. контроль технического состояния жилых строений и жилых помещений;
  3. оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;
  4. информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

Технический паспорт домовладения, строения и жилого помещения (квартиры) составляется при приемке строений в эксплуатацию и при включении жилого помещения в жилищный фонд.

Технический паспорт жилого помещения (квартиры) содержит:

  1. сведения о принадлежности квартиры;
  2. экспликации площади квартиры;
  3. техническое описание квартиры;
  4. сведения о стоимости квартиры.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут утверждать дополнительные виды информации к техническому паспорту, содержащие необходимые для них технические сведения. Учет домовладений, строений и жилых помещений (квартир) производится БТИ путем ведения реестра жилищного фонда.

Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ с периодичностью и в сроки, которые определяются в ежегодных федеральных программах статистических работ.

Непосредственно порядок учета установлен Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя Российской Федерации от 4 августа 1998 г. N 37 “Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации”.

Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” в редакции Федеральных законов от 23 июля 1998 г. N 123-ФЗ, от 28 марта 2002 г. N 32-ФЗ, от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ, от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ, от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Законодательством различается два вида бухгалтерского учета: 1) синтетический; 2) аналитический. Синтетический учет представляет собой учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Аналитический учет представляет собой такой учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И СОХРАННОСТЬЮ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

В соответствии со ст. 20 ЖК РФ государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 “О Государственной жилищной инспекции Российской Федерации” <5> создана Государственная жилищная инспекция Российской Федерации и утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации <6>.
——————————–
<5> См.: Жилищная реформа в г. Москве // Сборник нормативных документов. Центр содействия жилищной реформе. М., 1996. Вып. 7. С. 8.
<6> См.: Там же. С. 9 – 11.

Согласно указанным нормативным актам Государственная жилищная инспекция Российской Федерации состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных инспекций субъектов Российской Федерации. Главной задачей Государственной жилищной инспекции Российской Федерации является контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности, в части обеспечения прав и законных интересов граждан и государства.

Под государственным контролем за использованием и сохранностью жилищного фонда следует понимать наблюдение в целях проверки и проверку органами государственной жилищной инспекции использования, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. В этих целях Главная государственная жилищная инспекция осуществляет следующие основные функции:

  1. координирует и организует работу Государственной жилищной инспекции по контролю за использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда;
  2. осуществляет подбор, профессиональную подготовку и переподготовку кадров Государственной жилищной инспекции;
  3. разрабатывает нормативно-методическую документацию по вопросам деятельности Государственной жилищной инспекции;
  4. участвует в разработке нормативно-правовых актов, определяющих порядок использования, ремонта и содержания жилищного фонда;
  5. осуществляет контроль за разработкой, совершенствованием и изданием ведомственных нормативных актов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда;
  6. анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения по обеспечению сохранности и улучшению использования, содержания и ремонта жилищного фонда.

В соответствии с п. 5 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации органы Государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за:

  1. обоснованностью установленных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;
  2. санитарным состоянием помещений жилищного фонда в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля;
  3. осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации;
  4. рациональным использованием в жилищном фонде топливно-энергетических ресурсов и воды;
  5. соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водоснабжение и т.д.);
  6. соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
  7. соблюдением порядка и правил признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые.

Для решения поставленных задач органы Государственной жилищной инспекции имеют право:

  1. проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными Положением о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации;
  2. давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;
  3. давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда;
  4. выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания;
  5. в порядке и на условиях, которые устанавливаются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, применять финансовые санкции за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда и придомовых территорий и невыполнение предписаний об устранении выявленных недостатков;
  6. вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Так, в соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ органы Государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.21 – 7.23 КоАП РФ. Порча жилых домов или жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов или жилых помещений либо использование их не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах – в размере от 20 до 25 МРОТ; нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов или жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов или жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов или жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом или жилым помещением, – на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, а на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ. За нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами – штраф от 50 до 100 МРОТ

Разделение жилищного фонда

Совокупность площадей, состоящих на балансе Фонда неоднородна. Она подразделяется по формам правообладания собственников, присущим учредителю.

Делится на виды:

  • частный;
  • государственный;
  • муниципальный.
Каждый вид составляет суммирование площадей ЖК, подчиняющихся и управляемых со стороны балансодержателя зданий и помещений.

В частном ведении физических лиц находится большая часть совокупной территории, это:

  • частные дома;
  • приватизированные квартиры
  • кооперативные квартиры с выплаченным паем;
  • комнаты и квартиры, принадлежащие гражданам на паевых условиях товариществ.

Если паевые взносы выплачены не полностью, помещения принадлежат кооперативу (товариществу) как юридическому лицу. Юридические лица распоряжаются жилыми помещениями, предназначенными для использования сотрудниками, представителями общественных организаций и т.п.

Государственный и муниципальный Жилищные фонды различаются по принципу хозяйствующего субъекта. Государственное недвижимое имущество относится к федеральному ресурсу. Оно содержится на балансе федерального бюджета, подчиняется ему и использует его средства для эксплуатации зданий.

Муниципальный ЖФ использует региональный ресурс, за счёт которого здания возводятся, либо – были переданы государством и получены муниципалитетом из структуры ведомственного и иного фондов.

Распоряжение имуществом доверяется органам местного самоуправления.

С 2006 г. в число муниципальных помещений входят только те, что предоставляются малоимущим семьям по договору социального найма квартир.

Виды жилищных фондов

Кроме разделения по форме принадлежности к собственникам-учредителям, гражданско-правовая структура организации и управления, совместно с жилищным законодательством, различают группы имущественных объектов Фонда, выполняющих многообразные функции для разных социальных групп и слоёв населения.

На основании чего, помещения предоставляются и используются не хаотично, а организованно.

Это допускает формирование системы организации ЖФ на основании гармоничного и целесообразного применения резерва в ситуациях, требующих незамедлительного решения насущных вопросов населения или планомерного развития и внедрения государственных и муниципальных программ.

По целевому назначению выделяют следующие классы (группы) объектов недвижимости Фонда:

  • специализированный;
  • социальный;
  • индивидуального назначения;
  • коммерческого использования;
  • для беженцев и вынужденных переселенцев.
Помещения, предназначенные для целевого использования, требуют соответствия в применении к тем задачам и целям, которые соответствуют установленному регламенту.

Специализированные жилищные фонды

В него входят ведомственные квартиры, предназначенные для служебного использования и комнаты в общежитиях, принадлежащих государственным, муниципальным и коммерческим предприятиям и организациям (см. Как получить служебную квартиру).

К этому числу относятся государственные и унитарные организации и учреждения, предоставляющие квартиры на время работы в органах власти, в Государственной думе. Недвижимость допустимо предоставлять лицам, представительствующим в качестве народных избранников депутатского корпуса различных уровней власти.

В этом числе – комнаты и квартиры для военнослужащих офицеров и рядовых, работающих по контракту.

Принадлежность объектов к специализированному назначению юридически закрепляется до момента выкупа помещения со стороны военного ведомства, с последующей передачей гражданам в собственность.

Полученный по государственному жилищному сертификату объект, оформленный во владение, изменяет вид назначения и отчуждается из обозначенной категории.

Квартиры или комнаты военнослужащие получают не позже, чем через 3 месяца после поступления на службу в вооружённые силы. Регламент площади определяется соответственно установленным санитарным нормам. При этом учитывается количество членов семьи военнослужащего, близость расположения военного городка от населённого пункта и инфраструктуры, где расположены детские сады и школы.

Если сертификат не выдавался, после увольнения военнослужащих и расторжения действия контракта, квартиры остаются в ведении ЖФ специализированного назначения.

При получении военным сертификата и оформлении ипотеки, помещение передают по назначению владельцам, но имущество находится в обременении у банка до полного погашения ипотечного кредита (см. Росвоенипотека: условия и алгоритм оформления).

К этой категории относятся студенческие общежития, предназначенные для использования иногородними студентами, обучающимися в учебном заведении, за которым закреплено здание общежития. Если общежитие предназначено для работников предприятия, оно относится к той же категории.

Дома престарелых, приюты и детские дома, состоящие на балансе у специализированных учреждений и служб муниципалитета или федеральных социальных служб, также относятся к этому виду целевого назначения.

Помещения, относящиеся к этой категории, отличаются зависимым характером, не допускающим автономного содержания, без права выкупа или приватизации комнат.

Социальные жилищные фонды

В него входят квартиры или комнаты, куда вселяют граждан по договору социального найма, заключаемого с администрацией, на основании ст. 671 ГК РФ.

Эти гражданско-правовые отношения возникают для лиц определённой категории, предусматривающей получение поддержки муниципального или государственного ресурса. К ним относятся проживающие в регионе граждане, остро нуждающиеся в получении квартиры (комнаты) или улучшении жилищных условий.

Для них предусмотрены условия постановки на очередь в специальных отделах исполкома, уполномоченных на организацию этого вида деятельности, при документальном подтверждении потребностей в улучшении качества жизни нанимателя.

Социальное жильё предоставляется на основании государственных и муниципальных программ субсидирования и льготного кредитования.

Оно остаётся таковым до момента погашения кредита и перехода квартиры в собственность.

Жилищный фонд индивидуального назначения

Собственники этой категории домов и зданий – физические лица. В иных случаях юридические лица – индивидуальные предприниматели, оформившие недвижимость в собственность.

На территории регистрации они имеют право проводить индивидуальную коммерческую деятельность, сохраняя денежные средства, вкладываемые в предприятие.

По преимуществу используется только для жилья граждан и их семей. Владельцы вправе распоряжаться подобными объектами в качестве недвижимого имущества, которое может стать предметом имущественных сделок и переходить от одного владельца к другому на основании составления гражданско-правового договора и регистрации права собственности лица, приобретшего недвижимость.

ЖФ индивидуального назначения пополняется за счёт возведения новостроек на основании договора долевого участия и при расширении территории населённых пунктов индивидуальными домами на землях ИЖС.

Государственный учет жилищного фонда

Согласно ч. 4 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации». Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает технический, официальный статистический и бухгалтерский учет.

Технический учет жилищного фонда осуществляют специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризацииунитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ). Проводится такой учет независимо от принадлежности жилищного фонда. БТИ осуществляют техническую инвентаризацию жилищного фонда, оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения, информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда. Согласно ч. 5 ст. 19 ЖК РФ проведение технического учета жилищного фонда предусматривает, в том числе, техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию жилых помещений (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ.

Показатели технического учета жилищного фонда должны соответствовать показателям официального статистического учета.

Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»2 и иными нормативными правовыми актами.

Коммерческие жилищные фонды

Коммерческая деятельность подразумевает получение дохода. В случае с недвижимостью, это сдача жилья в аренду взамен фиксированного денежного вознаграждения. Порядок передачи собственности в аренду зависит от того, кто владеет конкретным объектом. Так, если хозяином недвижимости выступает муниципалитет или государство, то в аренду передаются свободные квартиры, которые не были поделены на основании договора социального найма.

То есть лишь после того, как отпадет нужда в бесплатном жилье, можно предлагать квартиры претендентам на коммерческой основе. Получать доход за счет аренды жилья могут также физические лица. Для этого оформляется договор аренды, по которому стороны оговаривают условия временного пользования объектом с оплатой последующей цены за съем. Гражданам нужно принимать во внимание тот факт, что получение дохода должно облагаться налогом.

Поэтому один раз в год владелец объекта готовит декларацию о доходах, которую передает в ФНС по месту жительства. В декларации отображается общий размер прибыли и высчитывается 13% в пользу государства.

Жилищный фонд для беженцев и вынужденных переселенцев

Беженцами по нормативным актам признаются лица, которые вынуждены переселиться на территорию Российской Федерации по причине угроз личному здоровью и жизни. Такой статус подтверждается в России путем подачи доказательных документов. Только после подтверждения статуса можно претендовать на льготное жилье.

Составными элементами такого ЖФ являются отдельные квартиры, комнаты в коммуналках и общежития. На какой вид недвижимости могут претендовать беженцы, зависит от состава семьи и количества родственников. Также в учет принимаются возможности конкретной территории. Не все муниципалитеты готовы сразу выдать в аренду несколько квартир.

Право на жилье теряется вместе с потерей льготного статуса переселенца, который подлежит регулярному подтверждению. Беженцы кроме возможности социальной аренды недвижимости, также претендуют на равные права в трудоустройстве и доступе до основных государственных и муниципальных сервисов.

Коммерческая аренда недвижимости одна из самых прибыльных сфер деятельности. В зависимости от города, цена проживания за месяц может достигать 20 – 30 тысяч рублей. Дополнительный доход получают агенты – посредники при сдаче собственности. Социальный наем – выгодный способ получить квартиру безвозмездно, который является еще одним способом социальной защиты интересов граждан.

Сведения обо всех объектах Жилищного фонда РФ содержатся в базе Госреестра. Информация обновляется регулярно благодаря подаче документов от владельцев. Актуальность сведений подтверждается тем, что после заключения юридических соглашений о смене прав собственности на жилье, информация вносится в реестр. И только после этого сделка считается полностью завершенной.

Предоставление жилых помещений по договору социального найма

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ):

• не являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателей) жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (далее – нанимателями (членами семьи нанимателя) жилого помещения) либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

• являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) жилого помещения либо собственниками жилых помещений (членами семьи собственника жилого помещения) и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

Справка. Учетная норма
Учетной нормой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. В частности, в г. Москве учетная норма установлена в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и 15 кв. м площади жилого помещения для квартир, предоставленных по решениям уполномоченных органов разным семьям (ч. 4 ст. 50 ЖК РФЗакона г. Москвы от 14.06.2006 № 29).

• проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

• являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) жилого помещения или собственниками жилых помещений (членами семьи собственника жилого помещения), проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются (ч. 2, 3 ст. 49 ЖК РФ):

1) гражданам, признанным органом местного самоуправления в установленном порядке малоимущими;

2) иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в частности (п. 6 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗФедерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗФедерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗФедерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ):

-педагогическим работникам;

-сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005;

-инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов;

-больным заразными формами туберкулеза.

Договор социального найма заключается между гражданином и собственником жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (действующим от его имени уполномоченным органом) на основании решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма (ч. 3, 4 ст. 57, ч. 1 ст. 60, ст. 63 ЖК РФ).

Предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно быть изолированным, пригодным для постоянного проживания и иметь общую площадь на одного человека не ниже установленной нормы предоставления (ч. 1 ст. 50, ст. 62 ЖК РФЗакона г. Москвы от 27.01.2010 № 2).

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия (ч. 2 ст. 60 ЖК РФ).

Предоставление жилья по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

Жилые помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях или нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, если (ч. 1, 2 ст. 91.3 ЖК РФФедерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ):

• доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества не превышают максимальный размер, устанавливаемый органами местного самоуправления (актом представительного органа местного самоуправления) в соответствии с законодательством субъекта РФ, который, в свою очередь, не может превышать размер, позволяющий гражданину и членам его семьи приобрести жилое помещение в собственность за счет собственных средств, кредита или займа на территории соответствующего муниципального образования;

• гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ.

Граждане, состоящие на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, могут подать по своему выбору заявление о предоставлении жилого помещения одному наймодателю таких жилых помещений, в том числе в строящемся наемном доме социального использования на территории муниципального образования (в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – на территории соответствующего субъекта РФ), если решением, актом или договором, устанавливающим (изменяющим) цель использования такого наемного дома, установлены условия предоставления жилых помещений в нем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 91.14, п. 1 ч. 3 ст. 91.17 ЖК РФ).

Указанные заявления учитываются наймодателем в порядке очередности исходя из времени постановки граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений (ч. 2 ст. 91.14 ЖК РФ).

Наймодателем по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования могут являться (ч. 1 ст. 91.2 ЖК РФпостановлением Правительства РФ от 05.12.2014 № 1318):

1) орган государственной власти или местного самоуправления, выступающий соответственно от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, либо уполномоченная указанным органом организация;

2) соответствующая установленным требованиям организация – собственник жилого помещения частного жилищного фонда либо организация, уполномоченная собственником такого жилого помещения.

Предметом договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть жилое помещение в наемном доме социального использования, за исключением комнат (части квартиры), или жилой дом, являющийся наемным домом социального использования (ст. 91.5 ЖК РФ).

Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается на основании решения наймодателя о предоставлении такого жилого помещения на срок не менее чем один год, но не более чем десять лет (ч. 3, 5 ст. 91.1, ч. 1 ст. 91.6 ЖК РФ).

Содержание и ремонт

Поддержание фонда включает в себя своевременное проведение строительных и технических процедур для устранения недостатков. Ремонт осуществляет управляющая организация, выбранная собственником жилищного фонда. Она же обеспечивает нанимателей жилищно-коммунальными услугами.

Договор между правообладателем и организацией может включать передачу прав и полномочий второй стороне в части управления имуществом жилого дома, представления интересов в спорных вопросах, заключения соглашений с учреждениями.

На управляющей организации перед собственником лежит ответственность за:

  • своевременное и качественное предоставление коммунальных услуг;
  • соблюдение условий проживания, установленных в договоре;
  • информирование о порядке оказания услуг и о его изменении;
  • соблюдение клиентами правил пользования;
  • обеспечение полной оплаты коммунальных платежей;
  • регулирование суммы платежей в случае выявления нарушений в предоставленных услугах (уменьшение оплаты).

Собственник, в свою очередь, предоставляет финансирование, контролирует исполнение работ, информирует о возможности проведения дополнительных действий.

Ремонт осуществляется на основании заявок, сообщений жильцов многоквартирных домов. Цель проведения ремонтных работ — поддержание внешнего вида, пригодности и безопасности помещений. Существуют обязательные работы, к которым относятся:

  • анализ состояния конструкций;
  • подготовка к сезонной эксплуатации;
  • обслуживание систем и оборудования;
  • обслуживание территорий, входящих в состав комплекса (стоянка, детская площадка и т.д.);
  • освещение, уборка зданий и территории
  • уход за насаждениями;
  • другие работы, оплата которых входит в счет платы за месяц.

Важно! Оплачиваемые работы включаются в договоры соглашения и выполняются в соответствии с санитарными и техническими требованиями.

Учреждения, реализующие жилищно-коммунальные услуги, проводят осмотр не реже раза в год с обязательным оповещением собственников о состоянии жилья. Внеплановые осмотры проводятся после стихийных явлений, сообщений о недостатках, нарушениях, угрожающих проживающим или имуществу.

Результаты осмотров отражаются в актах и удостоверяются комиссиями, состоящими из представителей органов местного управления, собственника фонда. Содержание и ремонт производится на основании требований регламентирующих документов, сертификаций, технических норм и сроков исполнения, определенных договором.

Мониторинг использования жилищного фонда

29 октября 2014 года Правительством РФ было принято постановление № 1115 «Об осуществлении мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности», которым предусматривается регулярное ежегодное проведение мониторинга вопросов по использованию и обеспечению сохранности жилищного фонда.

Мониторинг использования жилищного фонда необходим для получения объективной и своевременной информации об общем состоянии жилых строений, систематизации данных и дальнейшего использования в ходе принятия решений на уровне муниципальных, территориальных или федеральных властей.
Для подготовки мониторинга разработан порядок представления информации, сроки и форма ее передачи, а также итоговые показатели, которые необходимо получить в ходе мониторинга.

Порядок мониторинга предусматривает получение следующих видов информации:

  • сведения из электронных паспортов жилых домов, как многоквартирных, так и индивидуальных, обобщаемые на уровне органов самоуправления на местах;
  • данные от органов жилищного надзора, полученные ими в течение своей деятельности.

Перечисленные сведения формируются до 1 февраля ежегодно, а затем в месячный период региональные органы обобщают их и передают на федеральный уровень для проведения анализа, выявления проблемных территорий и направлений, и отражения полученной информации для подготовки государственных программ.

Заключение

Государственный жилищный фонд включает в себя помещения, предназначенные для проживания граждан. Фонд имеет несколько видов, которые обладают особенностями в части собственников и состава. Специализированный вид обеспечивает права на получение жилья нуждающимися гражданами. Категории таких лиц и виды предоставляемых помещений установлены законодательством.

Содержание и ремонт зданий обеспечивается управляющими организациями, которые определяются собственниками. Список и порядок проведения работ закрепляется в договоре.

Источники

  • http://www.JilKod.ru/razdel-1/glava-2/st-19-zhk-rf
  • https://www.kmcon.ru/articles/jurist13/jurist13_2213.html
  • https://myestate.club/organizatsii/funktsii-i-vidy-zhilishhnogo-fonda.html
  • https://be5.biz/pravo/z003/5.html
  • https://DomiPravo.ru/zhilishhnoe-pravo/zhilishhnyj-fond-chto-eto-takoe-ponyatiya-vidy-i-klassifikatsiya
  • https://www.9111.ru/questions/7777777771017106/
  • https://101jurist.com/nedvizhimost/chto-takoe-gosudarstvennyy-zhilischnyy-fond.html
  • https://advokat-malov.ru/zhilishhnyj-fond/zhilishhnyj-fond1.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: